Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

благоустройством тракта, причем "на производство неотлож­ ных работ им даже выдана была из своих часть денег, с возвра­ том потом из подлежащего источника". Добравшись до Печоры, Энгельгардт на небольшом частном пароходе спустился в устье реки, детально изучая местную об­ становку. В селе Куя, находящемся недалеко от океана, он пе­ ресел на пароход "Норденшельд" купца Сибирякова, на котором за пять суток и достиг Архангельска. В пути губерна­ тор познакомился с судовыми журналами за последние 10 лет, когда пароход совершал регулярные рейсы в устье Печоры, и они окончательно убедили Энгельгардта в необходимости ско­ рейшего учреждения "срочных пароходных рейсов" на Печор­ ской линии. Публикуя отчет об этой поездке, губернская газета особо подчеркнула, что "на обозрение Архангельской губернии в ми­ нувшем году Александр Платонович употребил в общей слож­ ности более 50 дней, объехав в течение их пространство свыше 10 ОООверст". Энгельгардт удивительно целеустремленно шел к решению поставленной им задачи. Помимо писем министрам внутрен­ них дел и финансов он направляет в конце 1893 года "представ­ ление" управляющему морским министерством, в котором пишет, что с конца 1820-х годов в Печорском заливе и в устье самой Печоры не производились гидрографические работы. Между тем мелководный бар, который нужно было преодо­ левать судам, чтобы пройти с моря к первому крупному селе­ нию —Куе, изменчив и опасен. Александр Платонович просил управляющего министерст­ вом использовать, ввиду важности работ, охранный крейсер "Вестник" и паровуюшхуну "Бакан"для размещения на них ги­ дрографического отряда, чтобы приступить к промерным ра­ ботам уже весной следующего года. А на лето учредить в устье Печоры наблюдательный пост для установки предохранитель­ ных знаков и наблюдения за ними. Наконец, он предлагал ор­ ганизовать лоцманскую артель, для которой "найдутся достаточно желающих поступить в артель привычных к море­ плаванию местных жителей". Просьба архангельского губернатора была уважена, и уже в отчете за 1894 год он кратко подводил итоги огромной работы, 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz