Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

рейсов не только в устье реки Печоры, но и к устьям сибир­ ских рек. В Англии на судостроительной верфи города Ньюкасла за­ канчивалось строительство крупнейшего тогда в мире ледоко­ ла "Ермак". 16 июля 1898 года директор-распорядитель Мурманского товарищества П.Витт писал А.Энгельгардту: "...с передачею для эксплуатации в распоряжение Товарищества Архангельске-Мурманского срочного пароходства строяще­ гося в Англии ледокола (он так и не был передан товарищест­ ву. — Г.П.) является безотлагательная необходимость в участке земли для пристани, угольного склада и стоянки самого ледо­ кола в Екатерининской гавани"55. Губернатор поддержал инициативу П.Витта, и вскоре в этой гавани начались работы, способные обеспечить не только стоянку ледокола, но и снабжение его водою и углемдля пред­ стоящих плаваний в арктических морях. Поздней осенью 1893 года , через несколько месяцев после приезда в Архангельск, Энгельгардт отправил обстоятельную "записку" министру внутренних дел, а чуть позднее, вдекабре, и министру финансов. Он, в частности, писал: "Вто время, ког­ да весь западный край Белого моря, вместе с океанским Мур- маном, в течение почти двух десятилетий связан не только с Архангельском, но и с норвежскими портами регулярными пароходными сообщениями... восточные уезды Архангель­ ской губернии —Мезенский и Печорский, с населением бо­ лее 50 тысяч душ, почему-то до сих пор лишены возможности пользоваться благодетельным влиянием озна­ ченного мероприятия... Насколько трудны сношения с Печорским краем и пе­ редвижение туда грузов, свидетельствует, например, сле­ дующее обстоятельство: в 1891 году, вследствие повсеместного неурожая и непомерного возвышения цен на хлеб, представлялось необходимым для продовольствия местных жителей названного края доставить туда хлеб из Архангельска. За поздним временем и дороговизною про­ воза из Вятской и Пермской губерний не представлялось возможности доставить хлеб, точно так же нельзя было провести его гужом и из Архангельска, за отсутствием пу­ тей сообщения; оставался один путь —морем по Ледови­ 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz