Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

(ныне Осло. - Г.П.) часто прибывают русские парусные суда, но, насколько известно упомянутой газете, русских пароходов там раньше не было. Упомянутый архангельский пароход, та­ ким образом, является первым русским пароходом, посетив­ шим столицу Норвегии"54. Не оставило без внимания Мурманское товарищество и до­ ставку паломников в недавно восстановленный и очень почи­ таемый Печенгский монастырь. Для них близ церкви Бориса и Глеба, расположенной на пограничной реке Ворьеме, в 1898 году была устроена небольшая гостиница "с богатоюи роскош­ ною обстановкою". ...Сооружение в конце XIX столетия Сибирской железнодо - рожной магистрали и дороги Пермь—Котлас, по которым к Архангельскому порту хлынул поток хлебных грузов, до ­ ставлявшихся ранее к балтийским портам, сразу же подняло значение Архангельска как перспективного перевалочного пункта. В короткие сроки правительство организует вАрхангельске особую транспортную контору, переданную затем казной Мос­ ковско-Ярославско-Архангельской железной дороге. Этакон- тора и стала заниматься сбытом хлеба за границу. Одновременно создается пароходство "Котлас—Архангельск— Мурман" для обеспечения перевозки этого хлеба по внутрен­ ним водным путям. В 1899 году заключается договор с голландской фирмой "Миллер и К0", имевшей в своем распоряжении девять судов, о доставке сибирского и верхневолжского хлеба, а также овса, ржи и гороха из Вологодской и других губерний в порты За­ падной Европы. Возникает так называемое "Беломорское меж­ дународное сообщение" с участием русских и голландских фирм, резко оживившее внешнюю торговлю через Архангель­ ский морской порт. Успеху этого предприятия во многом спо­ собствовал Энгельгардт. Наряду с колонизацией Мурмана архангельский губерна­ тор в эти годы уделяет огромное внимание освоению отда­ ленного, но богатого природными ресурсами Печорского края. В Карском море развернулись небывалые по своему размаху гидрографические работы, которые возглавил пол­ ковник А.И.Вилькицкий, готовившие почву для безопасных 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz