Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

становищам. Новшество это избавляло сотни людей от мы­ тарств и беспокойного окольного пути. Но оставалась еще одна проблема. Оней в мае 1900 года гу­ бернская газета писала: <<Члены научно-промысловой экспе­ диции по личным наблюдениям убедились, в каком печальном положении находится население Мурмана, отрезанное на пять месяцев в году. Отсутствие свежей пищи, недостаток чаю, са­ хару, молока ведут к развитию цинги. Установление зимних рейсов откроет сбыт для рыбы и даст толчок развитию на Мурмане рыбных промыслов, подобно тому, как это было в Финмаркене. На практике установление таких рейсов вполне возможно... В Норвегии от Вардё до русско-норвежской границы в те­ чение всей зимы, по одному рейсу в неделю, постоянно совер­ шает рейсы пароход "Варангер" » 52. Да, такова была реальность, что в делах обустройства коло­ нистов нам все время приходилось догонять сопредельную Норвегию. Но разрыв этот все более сокращался благодаря энергичным усилиям и дальновидным действиям архангель­ ского губернатора. В своем последнем отчете за 1900 год Энгельгардтдокладывал императору: "Явозбудил пред г. Министром финансов ходатай­ ство о том, чтобы Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства установило постоянное пароходное сооб­ щение между колониями по Мурманскому побережьюв продол­ жение всей зимы, по крайнеймередваразавмесяц, с назначением Товариществу соответствующей субсидии от казны"53. Зим­ ние рейсы, существенно облегчившие положение колонистов, были открыты уже после отъезда Энгельгардта к нсвому мес­ ту службы. Конечным пунктом на Мурманской линии был норвеж­ ский город Вардё. И хотя пароходы товарищества совер­ шали рейсы в Петербург, огибая Скандинавский полуостров, они ни разу не заходили при этом в столицу Норвегии. Первым это сделал пароход "Император Нико­ лай II", доставивший в начале марта 1899 года туда груз цемента одной из фирм. Губернская газета, приведя выдержку из норвежской газе­ ты"Моргенбладет", особо отметила этот факт: "ВХристианию 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz