Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

довитый океан и на нем в полном ходу пароход того же сроч­ ного пароходства; а в отдалении на горизонте виднеются очер­ тания Новой Земли, от которых отходит к юго-западу пароход, совершающий туда рейсы из Архангельска. Надо отдать справедливость такту, вкусу и сосредоточенно­ сти авторов адреса, не забывших в нем ни одного из главных моментов деятельности Его Превосходительства внеобъятном пространстве нашей губернии... Адрес был вложен в отделан­ ную бархатом и атласом папку..." После закрытия собрания состоялся аукцион , на котором по дешевым ценам продавались судовладельцам компасы, ка­ ютные часы, зрительные трубы, морские бинокли и другие штурманские принадлежности, присланные из столицы Коми­ тетом для помощи поморам Русского Севера по просьбе губер­ натора. И в этом тоже проявился характер Энгельгардта. ...К концу 1890-х годов пароходство, часто в официальной переписке именовавшееся "Мурманским", поскольку главной его целью являлось обслуживание мурманских рыбных про­ мыслов, приобретя крупную серию современных судов, значи­ тельно окрепло и в целом удовлетворяло потребности края в перевозке грузов и большого потока пассажиров. Обустраивался и Архангельский торговый порт. В исправ­ ном состоянии содержался его главный судоходный фарва­ тер, все интенсивнее велись гидрографические работы, строительство маяков, различных знаков, что дало повод Энгельгардту сделать в январе 1900 года такое заключение: "К первому и самому главному улучшению плавания можно отнести увеличение числа маяков, бакенов и знаков; и хотя число их, особенно в Белом море, еще далеко не достаточно для свободного и безопасного плавания, но все-таки путь от Архангельска и Онеги до Норвегии освещен хорошими маяками"51. Раньше поморы, отправлявшиеся на мурманские промыс­ лы, вынуждены были сначала добираться на попутных парус­ ных судах в Архангельск и здесь уже ожидать отправки парохода, следующего по Мурманскойлинии. С 1899 года один из пароходов товарищества первым рейсом обходил Беломор­ ское побережье от Онеги до Кеми, забирал рыбопромышлен­ ников и шел прямо на Мурман, развозя поморов по 314

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz