Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Поморы считали, что вместо нескольких дорогостоящих спасательных станций гораздо целесообразнее и практичнее построить на побережье небольшие избушки-приюты со сто­ рожами и карбасами в наиболее опасных и безлюдных местах и при этих избушках установить "особые сигналы, на случай тумана, и маленькие маяки, освещаемые нефтяными остатка­ ми в темные осенние ночи". Со своей стороны поморы выра­ зили готовность отчислять определенные суммы на эти цели из своих заработков. 8 февраля 1895 года в губернской газете появилось обраще­ ние Энгельгардта. В нем говорилось: "Состоя членом Комите­ та для сбора пожертвований в пользу потерпевших крушение в сентябре 1894 года, я обращаюсь кжителямАрхангельской гу­ бернии об оказании посильной помощи разореннымстрашным бедствием поморам,так много содействующим развитию тор­ говли и промышленности всего Северного края. Многие из них лишены возможности, за неимением судов, пуститься в весен­ ние и летние промыслы и, таким образом, обречены на самое безвыходное положение в будущем. Между тем своевременная поддержка дала бы им возможность снова трудиться и содер­ жать свои семьи. Пожертвования будут принимаемы мною лично во всякое время, а также в моей канцелярии и могут быть присылаемы по почте". Так всем миром и при личном участии губернатора собира­ лись денежные средства, чтобы в какой-то степени облегчить положение семей, потерявших своих кормильцев или промыс­ ловые суда. В фонде гражданского губернатора сохранилось дело "Об обязательном взаимном страховании судов населением Ар­ хангельской губернии". Как помнит читатель, этот перво­ степенной важности вопрос ставился еще более чем за двадцать лет до описываемых событий. Но по разным при­ чинам предшественникам Энгельгардта так и не удалось его решить. Складывалась драматическая ситуация. Для того чтобы построить судно, крестьянин обычно брал кредит под большие проценты. В случае гибели судна его ждало неми­ нуемое разорение, а кредитор при этом ничего не мог по­ лучить с должника. 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz