Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
Поморы считали, что вместо нескольких дорогостоящих спасательных станций гораздо целесообразнее и практичнее построить на побережье небольшие избушки-приюты со сто рожами и карбасами в наиболее опасных и безлюдных местах и при этих избушках установить "особые сигналы, на случай тумана, и маленькие маяки, освещаемые нефтяными остатка ми в темные осенние ночи". Со своей стороны поморы выра зили готовность отчислять определенные суммы на эти цели из своих заработков. 8 февраля 1895 года в губернской газете появилось обраще ние Энгельгардта. В нем говорилось: "Состоя членом Комите та для сбора пожертвований в пользу потерпевших крушение в сентябре 1894 года, я обращаюсь кжителямАрхангельской гу бернии об оказании посильной помощи разореннымстрашным бедствием поморам,так много содействующим развитию тор говли и промышленности всего Северного края. Многие из них лишены возможности, за неимением судов, пуститься в весен ние и летние промыслы и, таким образом, обречены на самое безвыходное положение в будущем. Между тем своевременная поддержка дала бы им возможность снова трудиться и содер жать свои семьи. Пожертвования будут принимаемы мною лично во всякое время, а также в моей канцелярии и могут быть присылаемы по почте". Так всем миром и при личном участии губернатора собира лись денежные средства, чтобы в какой-то степени облегчить положение семей, потерявших своих кормильцев или промыс ловые суда. В фонде гражданского губернатора сохранилось дело "Об обязательном взаимном страховании судов населением Ар хангельской губернии". Как помнит читатель, этот перво степенной важности вопрос ставился еще более чем за двадцать лет до описываемых событий. Но по разным при чинам предшественникам Энгельгардта так и не удалось его решить. Складывалась драматическая ситуация. Для того чтобы построить судно, крестьянин обычно брал кредит под большие проценты. В случае гибели судна его ждало неми нуемое разорение, а кредитор при этом ничего не мог по лучить с должника. 311
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz