Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Ходатайства губернатора Энгельгардта увенчались успехом. 15 мая 1895 года Государственный совет "мнением положил": "Содержание срочных пароходных сообщений в Ледовитом океане и Белом море предоставить с 1896 года Товариществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства сроком на 20 лет", то есть до лета 1915 года. Тем же днем был утвержден и новый устав товарищества. Товарищество обязалось к открытию навигации 1896 года при­ обрести шесть новых пароходов, которые должны были удов­ летворять "правиламАнглийскогоЛлойда по высшему классу", а также устроить эллинг или док с мастерскими для ремонта судов. Таким образом, намечалась обширная программа работ. Пароходство становилось реальной силой, способной решать крупные задачи на огромных пространствах северных морей. Вот краткое описание первого приобретенного судна, по­ мещенное 7 октября 1895 года в губернской газете: "На днях прибыл из Англии в Архангельск под командою капитана М.О.Лоушкина новый пароход "Великая княжна Ксения", из­ готовленный по заказу Товарищества Архангельско-Мурман- ского срочного пароходства на судостроительной верфи Добсона в Ньюкасле. Пароход стальной, двухпалубный, с двойным дном, имеет помещение для водяного балласта на 100 тонн вместимости и снабжен непроницаемыми переборками, так что в случае про­ лома дна плавание на пароходе безопасно. Он имеет два винта, приводимые в движение двумя маши­ нами... Кроме того, пароход снабжен еще паровым брашпи­ лем и штурвалом; для нагрузки и выгрузки на пароходе имеются 4 паровых крана, дающие возможность работать сра­ зу на оба борта. В кормовой части судна расположены каюты 1 класса, а в носу —2 класса. Все каюты отличаются просторностью и удоб­ ствомпомещения, обилием света и роскошью обстановки, осо­ бенно в этом отношении приятно поражает громадная, светлая, изящно отделанная кают-компания 1класса, снабженная пи­ анино; наверху, над ней, находится курительный салон; для пассажиров же 3 класса устроены помещения, рассчитанные на 200 человек, под верхней палубой, в середине парохода, по бортам. 309

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz