Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Надзор за ввозом контрабанды на не оцепленные таможен­ ной стражей берега поручен уездной полиции, но остановить этот ввоз невозможно без мореходного судна"12. По мнению губернатора, в случае кораблекрушения паро­ вое судно могло бы прибыть к месту аварии и оказать необхо­ димую помощь людям, терпящим бедствие. В дальнейшем по ходатайству других архангельских губерна­ торов такое судно было получено, и с 1886 года в течение несколь­ ких десятилетий оно ежегодно плавало вдоль Мурманского побережья, не только выполняя административные и полицей­ ские функции, но и проводя гидрографические работы. В 1870 году предстояло открытие первого на побережье Бе­ лого моря мореходного класса в Сумском Посаде —центре по­ морского крестьянского судостроения. Его должен был возглавить флотский офицер. Однако Качалов доказывал,что для повышения качества подготовки будущих штурманов жела­ тельно пригласить еще двух преподавателей —корабельного инженера, который, кроме преподавания корабельной архитек­ туры, помогал бы советами местным судостроителям при выбо­ ре чертежей для судов и наблюдал за их постройкою, а также опытного купеческого шкипера для "обучения воспитанников бухгалтерии и разъяснения общих правил морской тоproвлй'. Губернатор считал, что воспитанники мореходного класса должны иметь возможность не только посещать иностранные порты —для лучшего познания таможенных и полицейских законов этих стран, но и участвовать в торговых операциях. Таких выпускников, без сомнения, охотно будут приглашать к себе хозяева, чьи суда совершают дальние заграничные рейсы. Николай Александрович затронул и еще один вопрос, имевший исключительное значение для губернии. К этому времени между столицей и Архангельском уже была установ­ лена телеграфная связь, линия которой шла вдоль петербург­ ского столичного тракта. Но к ней был подключен лишь один уездный город Холмогоры, стоявший вблизи этой старинной и весьма оживленной дороги. Качалов напомнил императо­ ру, что в губернии, "по громадности расстояния," чрезвычай­ но затруднено сообщение с другими уездными городами, особенно в весеннюю и осеннюю распутицы. И предлагал связать Архангельск телеграфом с Пинегой, Мезенью, Оне- 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz