Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
дать обозрение промысла и промысловой жизни всего север ного побережья —от Вардё до Восточной Лицы. Насколько позволяют судить данные, кои имеются в Цент ральном бюро, техническая сторона промыслового телеграфа, благодаря сознательному и усердному участию гг. начальни ков почтово-телеграфных контор Мурманской линии, со ставляющих основу этого дела, не оставляла желать ничего лучшего: всюду сведения верные и подробные, и не было ни каких недоразумений с шифром... Около дверей почтово-телеграфных учреждений постоянно можно было видеть кучки читающих бюллетени промышлен ников; начальникам этих учреждений приходилось нередко делать разные разъяснения по поводу промысла в том или дру гом пункте..." В заключение Л.Л.Брейтфус предлагал: "Для полноты общей промысловой картины необходимо, чтоб с Вайдагубского маяка (расположенного на полуострове Рыбачьем. — Г.П.), как самого северного и открытого морского пункта на Мурмане, подавались ежедневно общие сведения о состоянии погоды и моря, то есть сведения о силе и направлении ветра и о со стоянии и направлении волнения..." Промысловый телеграф во многом способствовал успеху мурманских промыслов, и в этом отношении Мурман в какой- то степени сравнялся с сопредельной Норвегией. Но все пре красно понимали, что эти успехи связаны с личностью архангельского губернатора. Особое значение для жизни мурманских промыслов имели регулярные рейсы Мурманского товарищества в северных морях. В связи с предстоявшим строительством железной до роги Пермь—Котлас, по которой должен был пойти поток хлебных и иных грузов к верховьям Северной Двины, значе ние речных и, особенно, морских перевозок еще более возра стало. Еще в 1893 году Энгельгардт писал Александру III, что мес та промыслов раскинуты на огромных пространствах Белого и Баренцева морей от берегов Норвегии до новоземельских ост ровов, "а посему развитие пароходства и устройство правиль ных, постоянных сообщений между всеми пунктами, где производятся промыслы, и главными рынками — пред- 20 Зак. 1762 305
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz