Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
там поселившихся, я ходатайствовал пред г.Министром Внут ренних Дел об увеличении кредита на выдачу пособия русским переселенцам в течение 1894 года до 5000 рублей, а на будущее время до 4000 рублей ежегодно"32. Жизнь убеждала, и об этом не раз сообщалось как в мест ной, так и в столичных газетах, что иностранным колонистам чужды интересы России, а ведя замкнутый образ жизни в не больших и, как правило, достаточно обустроенных колониях, они окончательно изолировались от русских поселенцев. Вот как писала по этому поводу в феврале 1897 года губерн ская газета: "Мы скоро увидели, что сделали ошибку, поселив иностранцев на самой окраине. В последние годы им на Мур мане селиться уже не дозволяли. Они очень сожалели об этом и долго ожидали, скоро ли снова будут открытыдвери вжелае мую сторону. Двери, однако, не отворялись. Только в прошедшем году од номукоммерсантуиз городаВадсёудалосьпоместить своего сына в колонию Вайда-губу (на Рыбачьем полуострове. —Г.П .)''33. ...Уже после открытия города Александровска, думая о бу дущем Мурмана, Александр Платонович Энгельгардт вновь со страстной убежденностью доказывает российскому императо ру необходимость строительства железной дороги к незамер зающим бухтам Мурманского побережья. Он пишет: "Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соеди нении его рельсовым путем с внутренней Россией. Только с проведением этого пути возможна надлежащая эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тог да служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности. С открытием постоянного сообщения с внутренними рын ками добыча рыбы, без сомнения, увеличится во много раз и рыбные продукты, представляя собою здоровуюи питательную пищу, могли бы находить себе обширный сбыт среди населе ния внутренних губерний. Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана втечение все го года, могла быслужить целямнашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути"34. 288
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz