Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

там поселившихся, я ходатайствовал пред г.Министром Внут­ ренних Дел об увеличении кредита на выдачу пособия русским переселенцам в течение 1894 года до 5000 рублей, а на будущее время до 4000 рублей ежегодно"32. Жизнь убеждала, и об этом не раз сообщалось как в мест­ ной, так и в столичных газетах, что иностранным колонистам чужды интересы России, а ведя замкнутый образ жизни в не­ больших и, как правило, достаточно обустроенных колониях, они окончательно изолировались от русских поселенцев. Вот как писала по этому поводу в феврале 1897 года губерн­ ская газета: "Мы скоро увидели, что сделали ошибку, поселив иностранцев на самой окраине. В последние годы им на Мур­ мане селиться уже не дозволяли. Они очень сожалели об этом и долго ожидали, скоро ли снова будут открытыдвери вжелае­ мую сторону. Двери, однако, не отворялись. Только в прошедшем году од­ номукоммерсантуиз городаВадсёудалосьпоместить своего сына в колонию Вайда-губу (на Рыбачьем полуострове. —Г.П .)''33. ...Уже после открытия города Александровска, думая о бу­ дущем Мурмана, Александр Платонович Энгельгардт вновь со страстной убежденностью доказывает российскому императо­ ру необходимость строительства железной дороги к незамер­ зающим бухтам Мурманского побережья. Он пишет: "Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соеди­ нении его рельсовым путем с внутренней Россией. Только с проведением этого пути возможна надлежащая эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тог­ да служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности. С открытием постоянного сообщения с внутренними рын­ ками добыча рыбы, без сомнения, увеличится во много раз и рыбные продукты, представляя собою здоровуюи питательную пищу, могли бы находить себе обширный сбыт среди населе­ ния внутренних губерний. Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана втечение все­ го года, могла быслужить целямнашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути"34. 288

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz