Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Между тем Екатерининская гавань все основательнее ис­ пользовалась военными крейсерами, направляемыми ежегод­ но к Мурманскому побережью для охраны рыбных и звериных промыслов в территориальных водах России. В Александров- ске можно было бункероваться углем, послать срочную депе­ шу, провести лечение больных матросов в стационарных условиях. В 1893 году, как помнит читатель, на Север был отправлен крейсер "Наездник", в следующем году —крейсер "Вестник", в 1895-м с Балтики прибыл крейсер "Джигит". Для этих же це­ лей использовалась и тихоходная военная шхуна "Бакан". Несмотря на недовольство со стороны норвежцев, вызван­ ное появлением в северных водах военных кораблей, мера, предпринятая русским правительством, оказалась своевремен­ ной. Первые же досмотры норвежских "ловцов", бесцеремон­ но промышлявших зверя в прибрежных российских водах, сразу заставили иностранцев вести себя осмотрительнее. Впро­ чем, крупных конфликтов не возникало: один вид современ­ ного крейсера с дисциплинированной командой действовал отрезвляющим образом. На архангельскомгубернаторе лежала обязанность своевре­ менно доставлять каменный уголь в Екатерининскую гавань, чтобы военные корабли не испытывали затруднений в топли­ ве. Архангельские купцы по контракту возили его из англий­ ского города Ньюкасла. Первую партию топлива доставил в 1893 году норвежец Ульсен - известный архангельский пред­ приниматель, давно принявший русское подданство. Обустройство небольшого порта, скромного по своим воз­ можностям, способствовало оживлению всей промышленной деятельности на Мурмане, хотя далеко не в тех размерах, на какие рассчитывали его устроители. И сравнение Александ- ровска с соседними норвежскими городками Вардё и Вадсё было явно не в пользу нового русского поселения на Коль­ ском полуострове. Потребовалось еще около трех десятилетий, прежде чем на берегах Кольского залива стал бурно развиваться новый город Романов-на-Мурмане (будущий Мурманск), заложенный в 1916 году и быстро ставший центром рыбной промышленнос­ ти Севера, а в Екатерининской гавани было начато строитель- 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz