Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

в смешанном русском стиле каменный вокзал с деревянными надстройками, который оказался настолько обширным, что могло поместиться в одном нижнем этаже более 300 человек. Вокзал сиял огнями и был великолепно убран внутри и пре­ красно, с большим вкусом декорирован флагами, зеленью, щитами и пр. (К сожалению, вокзал этот вдальнейшем сгорел и вместо него было построено одноэтажное и гораздо менее привлекательное с виду здание вокзала. — Г. П.). Приехавшим на вокзал была предложена разнообразная и богатая закуска... В остальных четырех комнатах были по­ ставлены роскошно сервированные, с цветами, вазами, раз­ нокалиберными бокалами, дорогими винами и- пр. обеденные столы. В 2 1/2 часа пополудни состоялся торжественный обед, на котором присутствововало около 300 человек. Во время обеда играл оркестр под управлением известного архангельского ка­ пельмейстера Родгольца..." Александр Платонович Энгельгардт во время обеда под­ вел итоги так успешно завершившегося большого дела: "Се­ годня свершилось давно желанное событие, настал нетерпеливо ожидавшийся день открытия движения по же­ лезной дороге от Архангельска до Вологды, связывающей Архангельск непрерывным рельсовым путем со всею Росси- ею... Ожидаемые благотворные экономические последствия свершившегося события для Архангельска и всего Севера, скажу более —для всей России, неисчислимы. Сооружение дороги производилось при неблаго­ приятных климатических и почвенных условиях: дорога проходит большею частью по таким дебрям, где ранее, быть может, не ступала нога человека, по первобытной лесной глуши, тундрам и болотам. Отсутствие местных ра­ бочих сил, затруднения при подвозе строительных мате­ риалов к месту работ, краткость рабочего времени, наконец, чисто технические трудности, с коими едва ли приходилось считаться при сооружении какой-либо дру­ гой железной дороги в Европейской России, вызывали не­ обходимость особо приноровленной к местным условиям хозяйственной организации работ, потребовали неимовер­ ных трудов, усилий и энергии со стороны инженеров. Пе- 267

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz