Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

мечта северян о соединении Архангельска кратчайшим и на­ дежным путем с центром империи. 24 октября появилась первая такая информация: "На днях открылся, пока неофициально, сплошной рельсовый путь от Вологдыдо Архангельска. Вскором времени, вероятно, по нему установится правильное пассажирское и товарное движение, будут объявлены тарифы, расписания и т.д. Публика, привыкшая попадать из Архангельска в Вологду на 5—6-е сутки, а в распутицу и долее того, освоится с новым порядком, при котором почти никакой распутицы не будет и на проезд до Вологды потребуется не более 2 */2 суток..." Но, как вскоре выяснилось, новая дорога позволяла до ­ браться в Вологду значительно быстрее. Первый пассажирский поезд, в котором находился председатель правления Москов­ ско-Ярославско-Архангельскойжелезной дороги С.И.Мамон­ тов, прошел путь до Вологды всего за 36 часов, причем делая продолжительные остановки, требовавшиеся для осмотра пути и станционных сооружений. Наконец 19 ноября 1897 года губернская газета подробно рассказала о давно ожидавшемся событии: "17 ноября останется, без сомнения, навсегда в памяти жи­ телей города Архангельска. В этот знаменательный день за ре­ кой Двиной, на Глуховском острове, вдвух верстах расстояния от города, состоялось торжественное открытие... Московско- Ярославско-Архангельской железной дороги. Таким образом, дорога окончена постройкой менее чем втри с половиной года. Празднование столь важного для нашего далекого края со­ бытия началось в самом Архангельске с утра 17 ноября. При­ сутственные места и частные дома расцветились флагами; по всем улицам заметно было необыкновенное оживление: зна­ комые и родственники съезжались друг к другу, чтобы вместе отправиться в Глухое. Целым кортежем двигались выехавшие на эту прогулку че­ рез реку СевернуюДвину, спускаясь на лед под самым Архан­ гельским монастырем. Вся дорога до Глухого пестрела непрерывной лентой следовавших экипажей. При самом выезде из города к спуску на дорогу устрое­ на была на двух столбах украшенная флагами арка, в се ­ редине которой изображен был вид железнодорожного 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz