Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

но не иначе, как по настланным длинным жердям или полу- бревнам... Насыпи, возводимые на болотах, хоть и насыпались по на­ стилу, все же проваливались по нескольку раз; подходящего грунта для засыпки вблизи не было". Более того, во "всеподданнейшем" отчете за 1897 год, под­ водя итоги закончившихся работ, губернатор особо подчер­ кивал: "Засыпка таких болот, заросших озер, укрепление сплывов и оползней, встречающихся в изобилии, вследствие геологического характера пересекаемой местности... пред­ ставляли трудности, теперь побежденные, но потребовавшие усилий, еще мало встречавшихся в русской строительной практике" 1б. Пропускная способность железной дороги была рассчитана на 3—4 пары поездов в сутки. Для северной магистрали заку­ пили 95 шестиосных паровозов, 400 крытых товарных вагонов, 100 платформ, 10 цистерн, 36 пассажирских вагонов. И еще один интересный факт. Строители вели дорогу не только из Вологды и Архангельска навстречу друг другу, но и примерно с середины пути, начиная с 240-й версты, в сторону Архангельска. Здесь к июлю 1896 года были уложены рельсы на 71 версте. "Доставка подвижного состава на этот участок, — сооб­ щала губернская газета, — производилась зимой и пред­ ставляла оригинальное и едва ли до сих пор виденное зрелище перевозки на салазках и лошадьми паровозов, ва­ гонов и платформ"17. Не удержавшись от соблазна скорее увидать собственными глазами строящуюся "чугунку"и не обращая внимания на пред­ стоящие неудобства, Александр Платонович решил пред­ принять по ней поездку. Он так писал о своем неординарном поступке: "Возвращаясь в декабре 1896 года из С.-Петербурга вАрхангельск, я отправился по линии железной дороги и про­ ехал в вагоне по рельсам 360 верст и на лошадях 240 верст. По ходу работ на пространстве, где еще не уложен рельсовыйпуть, нужно думать, что весь путь будет открыт для всеобщего поль­ зования к концу 1897 года"18. События осени 1897 года широко освещались губернской газетой, ибо в эти осенние дни воплощалась в жизнь давняя 263

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz