Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

ривать северный участок. Вот как рассказывалось об этом в корреспонденции, помещенной 1 сентября в газете "Новое время": "Работы идут деятельно и правильно. ОтАрхангельска на линии находится 7000 рабочих, 10 врачей, 21 фельдшер и 15 студентов-медиков... На расстоянии 230 верст вАрхангельской губернии попадается только однадеревня в 15дворов (близ бу­ дущей станции Обозерская. —Г. П.). Для начала работ зимой была вырублена просека почти вдевственном лесу, и устроена временная дорога в 500 верст для верховой езды. Особенно тяжело работать втундре, где надо было вынимать землю для насыпи, работая по пояс в воде... В одном месте в Архангельской губернии дорога идет как быпо исполинскому мосту —25 верст на сваях! Самоеды на оленях доставляли провизию... Станции реше­ но строить в виде факторий. Они будут одновременно и казен­ ными гостиницами. Станция вообще должна быть здесь ядром, около которого сгруппируется будущее население. В середине дороги на станции Няндома будет выстроено начальное тех­ ническое училище; по всей линии будет ходить вагон-церковь". В начале 1896 года А.П.Энгельгардт сообщал в Петербург, что построено уже 4 моста, заготовлено 200000 шпал, разве­ зено 15000 штук рельсов и уложена рельсами 21 верста пути. А кроме этого, сооружены 113 бараков, 47 столовых и кухонь, 6 приемных покоев для больных. На всей трассе действовал телефон. Через год Александр Платонович докладывал императору: "Деревянные мосты все окончены; для железных мостов на ре­ ках Емце и Ваймуге сделаны каменные устои; рельсы уложены на 75 верстах. Сквозное соединение рельсовых путей по всей линии предположено окончить вавгусте, адвижение между Во­ логдою и Архангельском открыть в начале зимы 1897 года"15. Но в начале зимы 1897 года движение поездов по новой до­ роге открыть не удалось, прежде всего из-за обширных и топ­ ких болот, часто встречавшихся на каменной трассе. Вот как об этом сообщала губернская газета 4 октября 1897 года: "...наибольшее из них —Мошенское болото, начинается на 337 версте от Вологды и тянется вдоль линии на протяже­ нии 23 верст. Болото имеет 3 1/2 саженей глубины, а местами представляет такую топкую трясину, что идти по ней возмож- 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz