Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
человеком своего времени. По контракту рабочие долж ны были выполнять земляные работы до 10 октября, по сле чего их следовало отправить пароходом в Вологду. Вот как доносил об этом губернатор министру внутренних дел: "Разговаривая с рабочими, я обещал им наблюсти за улуч шением помещений, в коих они живут, за доброкачествен ностью пищи, за уходом за больными, но и строго предупредил, что самовольный уход с работы поведет к многим для них печальным последствиям... что, прибыв сюда за тысячи верст, чтобы чего-нибудь заработать, они явятся домой нищими"13. Вскоре обстановка на строительстве разрядилась, вошла, что называется, в рабочую колею, но 13 июня того же года все-таки произошел неприятный инцидент, о котором исправляющий должность архангельского уездного исправника Сенкевич до носил рапортом губернатору: "13 июня на Исаковой горе при расчете с железнодорожнымначальствомрабочие, вчисле око ло 1000 человек, находя расчет их неправильным, кроме денег, следовавших им, просили еще выдать вперед около 20 рублей каждому для отсылки на родину; причем был довольно круп ный, при такой толпе, разговор, обратившийся впоследствии в крик, но железнодорожное начальство, вместо того чтобы успокоить рабочих, из трусости скрылось, тогда рабочие отпра вились в главнуюконторувАрхангельск. Во время раздачихле ба некоторые из рабочих, не дождавшись выдачи, сами брали хлеб, в бараках было выбито 2—3 стекла и сброшена посуда и скамейки. Эти беспорядки, при такой массе народа, ни преду предить, ни устранить не было никакой возможности"14. Принимались ли какие-либо успокоительные меры при этом со стороны губернатора, из имеющихся в архиве документов не видно. Во всяком случае, больше сведений о массовых бес порядкахпри строительстве северной магистралине встречается. Летом 1895 года министр путей сообщения князь М.И.Хил- ков после осмотра строившейся тогда Транссибирской желез ной дороги, идущей к берегамТихого океана, на обратном пути в столицу посетил сначала южный участок стройки, причем первые 17 верст от Вологды проехал по уложенному уже рель совому пути. Затем он пароходом прибыл в Архангельск и уже на следующий день вместе с губернатором отправился осмат 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz