Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Московско-Ярославской железной дороги, которая отныне стала называться Московско-Ярославско-Архангельской. О С.И.Мамонтове следует сказать особо. Сам большой зна­ ток и ценитель искусства, Савва Иванович много лет поддер­ живал российские таланты. Втесной дружбе с его семьей были И.Е.Репин, К.А.Коровин, Ф.И.Шаляпин, М.М.Антокольский, многие другие люди искусства. Согласно контракту, строительство дороги нужно было окончить "за свой страх и риск" не позже 1 января 1898 года. Срок жесткий: ведь длина пути составляла 595 верст. Изыска­ тельские работы начались в июле 1894 года. А с наступлением морозов приступили к "валке просеки". Вскоре работы на ли­ нии приняли и вовсе небывалый для Севера размах: в зиму 1895—96 годов на трассе были заняты до 10 тысяч человек. Сохранились воспоминания одного из инженеров, прово­ дивших изыскательские работына северном участке трассы бу­ дущей дороги: "Партия изыскателей, шедших из Архангельска, заключалась из начальника партии, производившего выбор направления линии, пикетажиста —для промера линии и со­ ставления плана ее, нивелировщика, 20 рабочих с десятни­ ками и до 20 рабочих-носилыциков, таккак брать лошадей, при полном отсутствии дорог, не было возможности. Начались изыскания с левого берега Двины, против города Архангельска. Пройдя пойму реки по прямой, 8 1/2 верст, у де­ ревни Исаковой Горылиния вошла в сплошные леса. Впереди предстояло пройти 200 верст при полном отсутствии жилья и дорог. Пришлось организовать ручную переноску инструмен­ тов, багажа и провизии. По мере того каклиния продвигалась вперед, через 12 верст делалась изба, в которой оставалось 6 человек рабочих-носиль- щиков для безостановочной доставки провизии на следующий передаточный пункт. Такие пункты получили название станций, с нумерами по порядку... Кочевавшие здесь со своими стадами оленей само­ едынезадолго до нашего прихода откочевали на восток, так что мы не могли нанять их для перевозки багажа и инструментов. Проводником партии служил крестьянин из деревни Лахта Кузьма, известный промышленник, убивший на своем веку 12 медведей и один знавший местность от Архангельска верст 253

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz