Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Сооружение Вологодско-Архангельской линии Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Разрыв болотной коры при осадке насыпи. Фото П.Майера вал, что проложенная по лесным массивам обеих губерний же­ лезная дорога позволит более эффективно использовать богат­ ства, дарованные природой. Он даже считал, что "по, несомненно, важному и великому значению для лесов Севера дорога эта заслуживает названия Северной Лесной железной дороги"6. Но дорогу начали строить все-таки по кратчайшему направ­ лению, почти строго по меридиану. При этом правительство выделило кредит на сооружение лишь узкой колеи, ибо к это­ му времени не видело надежной перспективы развития Архан­ гельского морского порта — из-за обмеления главного судоходного фарватера в устье Северной Двины —и расшире­ ния внешней торговли через этот порт, явно допустив при этом стратегический просчет. Как известно, широкая железнодорожная колея пришла из Москвы в Вологду в 1872 году. Одним из инициаторов строи­ тельства был известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов, возглавлявший правление Общества 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz