Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
Сооружение Вологодско-Архангельской линии Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Разрыв болотной коры при осадке насыпи. Фото П.Майера вал, что проложенная по лесным массивам обеих губерний же лезная дорога позволит более эффективно использовать богат ства, дарованные природой. Он даже считал, что "по, несомненно, важному и великому значению для лесов Севера дорога эта заслуживает названия Северной Лесной железной дороги"6. Но дорогу начали строить все-таки по кратчайшему направ лению, почти строго по меридиану. При этом правительство выделило кредит на сооружение лишь узкой колеи, ибо к это му времени не видело надежной перспективы развития Архан гельского морского порта — из-за обмеления главного судоходного фарватера в устье Северной Двины —и расшире ния внешней торговли через этот порт, явно допустив при этом стратегический просчет. Как известно, широкая железнодорожная колея пришла из Москвы в Вологду в 1872 году. Одним из инициаторов строи тельства был известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов, возглавлявший правление Общества 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz