Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

год раньше, чемдля давно ожидавшейся Вятско-Двинской же­ лезной дороги. Наконец 4 мая 1895 года губернатор получил от министра финансов С.Ю.Витте следующуютелеграмму: "Не могу воздер­ жаться, чтобыне порадовать архангельцев вестью, что наш воз­ любленный Государь соизволил повелеть приступить к сооружению дороги Пермь—Вятка—Котлас"3. На подлинной телеграмме сохранилась резолюция Энгель- гардта: "Сообщить эту радостную для Архангельска весть го­ родскому голове для доклада думе и купеческому обществу". В тот же день Александр Платонович отправил министру финансов ответную телеграмму, начинавшуюся славами: "Многознаменательная и радостная для Архангельска весть о высочайшем повелении приступить к сооружению железной дороги Пермь—Вятка—Котлас мигом облетела весь город!"4А 6 мая городской голова А.Колесов уведомил губернатора, что купеческое общество на своем экстренном собрании от своего имени просило выразить министру финансов искреннюю при­ знательность. К сожалению, в областном архиве сохранилось мало ма­ териалов о сооружении Вятско-Двинской железной дороги. Зато куда больше документов, касающихся дороги Вологда- Архангельск. Любопытно, что в свое время немало спорили, по какому на­ правлению вести эту дорогу. В изданной в Вологде в 1894 году брошюре "Северная железная дорога Вологда—Архангельск" го­ ворится, что местное губернское земство предлагало "строитьдо­ рогупо линии Вологда—Вельск-Шенкурск—Архангельск. А если возможно, то было бы еще благодетельнее, если б дорогу от Ар­ хангельска можно было продолжить на Мурманский берег"5. Не исключался и другой маршрут: Вологда—Каргополь—Ар­ хангельск. Но он был отклонен, ибо "слишком далеко укло­ нился бы к западу от тех местностей, которые постоянно нуждаются в удобных путях сообщения". На весенней сессии 1894 года Вологодское губернское земское собрание избрало даже особую депутацию для ходатайства перед правительством о проведении железной дороги по первому направлению. В брошюре помещена была "записка" члена правления Вель­ ского удельного округа А.Н.Воздвиженского, который доказы- 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz