Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
Но первостепенное место в программе занимали меры по развитию путей сообщения в крае. Вот какписал он на сей счет в отчете за 1893 год: "При современных условиях торговли и промыслов только сооружение усовершенствованных путей сообщения и быстрота сношений могли бы возродить промы шленную жизнь края и вызвать к жизни его естественные бо гатства, которые дают полную возможность населению развить и упрочить свое благосостояние, занимаясь звериным, рыб ным, лесотехническими и горнозаводскими промыслами, если бы оно имело возможностьпокупать сравнительно дешево хлеб и нашло бы обеспеченный сбыт продуктам своего промысла. Для этого желательны и необходимы: а)железная дорога, которая связала бы Северную Двину и Архангельский порт с остальною сетью русских железных дорог и с внутренними рынками; б) постоянные пароходные сообщения между глав ными морскими и речными промысловыми пунктами и рын ками, между Архангельском и прочими портами Белого моря, Мурманом, Печорою, Вайгачом и Новою Землею; и в) паро ходство по Двине и Печоре”1. Читатель уже знает, что с конца 1860-х годов губернские вла сти неоднократно поднимали вопрос о строительстве Вятско- Двинской железной дороги, которая дала бы кратчайший и быстрый выход верхневолжскому и западносибирскому хлебу к Архангельскому порту. В последние же годы перед прибытием Энгельгардта на Се вер группа московских промышленников все настойчивее до бивалась у правительства кредитов на сооружение железной дороги от Вологды до Архангельска. Нужно отдать должное новому губернатору —он энергично поддержал эти ходатайст ва, хотя и считал, что эта дорога будет иметь больше местное значение. В том же отчете он приходил к выводу, что "ввиду различного значения указанных дорог, обе дороги могли бы существовать одновременно, не подрывая друг друга"2. Проекты обеих дорог —и от Вятки, и от Вологды —получи ли поддержку министров путей сообщения и финансов, а за тем и правительства. Было дано "высочайшее соизволение" на отпуск денежных кредитов. Но так случилось, что разрешение на проведение изыскательских работна трассе Вологда—Архан гельск, последовавшее 11 июня 1894 года, было дано почти на 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz