Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Но первостепенное место в программе занимали меры по развитию путей сообщения в крае. Вот какписал он на сей счет в отчете за 1893 год: "При современных условиях торговли и промыслов только сооружение усовершенствованных путей сообщения и быстрота сношений могли бы возродить промы­ шленную жизнь края и вызвать к жизни его естественные бо­ гатства, которые дают полную возможность населению развить и упрочить свое благосостояние, занимаясь звериным, рыб­ ным, лесотехническими и горнозаводскими промыслами, если бы оно имело возможностьпокупать сравнительно дешево хлеб и нашло бы обеспеченный сбыт продуктам своего промысла. Для этого желательны и необходимы: а)железная дорога, которая связала бы Северную Двину и Архангельский порт с остальною сетью русских железных дорог и с внутренними рынками; б) постоянные пароходные сообщения между глав­ ными морскими и речными промысловыми пунктами и рын­ ками, между Архангельском и прочими портами Белого моря, Мурманом, Печорою, Вайгачом и Новою Землею; и в) паро­ ходство по Двине и Печоре”1. Читатель уже знает, что с конца 1860-х годов губернские вла­ сти неоднократно поднимали вопрос о строительстве Вятско- Двинской железной дороги, которая дала бы кратчайший и быстрый выход верхневолжскому и западносибирскому хлебу к Архангельскому порту. В последние же годы перед прибытием Энгельгардта на Се­ вер группа московских промышленников все настойчивее до­ бивалась у правительства кредитов на сооружение железной дороги от Вологды до Архангельска. Нужно отдать должное новому губернатору —он энергично поддержал эти ходатайст­ ва, хотя и считал, что эта дорога будет иметь больше местное значение. В том же отчете он приходил к выводу, что "ввиду различного значения указанных дорог, обе дороги могли бы существовать одновременно, не подрывая друг друга"2. Проекты обеих дорог —и от Вятки, и от Вологды —получи­ ли поддержку министров путей сообщения и финансов, а за­ тем и правительства. Было дано "высочайшее соизволение" на отпуск денежных кредитов. Но так случилось, что разрешение на проведение изыскательских работна трассе Вологда—Архан­ гельск, последовавшее 11 июня 1894 года, было дано почти на 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz