Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

все они будут сохранять и воспитывать полученных телят с всевозможным тщанием, так как выращенная корова составит благосостояние целого семейства”5. Не обошел вниманием новый губернатор и коневодство. Он писал, что "правильно устроенных конных заводов" в губернии нет, но в Мезенском и Пинежском уездах крестьянами поддер­ живается прекрасная порода рабочих лошадей, называемых "мезенками". "Лошади эти небольшого роста, — отмечал Ка­ чалов, —но широкие, крепкие, неприхотливые на корм, силь­ ные и чрезвычайно способные как для возки тяжестей, так и почтовой гоньбы. С некоторого времени порода эта, оставаясь без освежения, начала ухудшаться, и если не будут приняты меры, то погибнет запас лошадей, которыми пользуется целый северный край"6. Николай Александрович ходатайствовал перед министром государственных имуществ о присылке в губернию кровных шведских или норвежских производителей, к которым подхо­ дит местная порода мезенок. Этих породистых лошадей также предполагалось раздать бесплатно крестьянам, пользующимся уважением в сельском мире. Говоря о губернском городе, Качалов отмечает, что Архан­ гельск получает достаточно средств от торговли и сбора с при­ ходящих судов и его главные улицы вымощены камнем. В то же время городское хозяйство уездных городов находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Улицы не только не вымощены, но даже не осушены канавами, уличного освеще­ ния нет, больницы "помещены неудовлетворительно", учили­ щам, за недостаточностью городских доходов, не "оказывается пособия". В разделе "Дороги, мосты и перевозы" говорилось, что хороших, "шоссейных" дорог нет, длина почтовых дорог, проходящих через губернию, —1606 верст. При этом поч­ товое сообщение между Онегою и Кемью летом осу­ ществляется на карбасах (гребцы, в основном, женщины). На почтовых трактах имеется больших мостов —58, сред­ них и малых —343, постояных речных перевозов —27, вре­ менных (весной и осенью) —45. Все дороги содержатся и исправляются крестьянами окре­ стных деревень. Для исполнения трудоемкой "дорожной по- 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz