Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

трами Архангельском и Мезенью почти лишь только в зимнее время, по зимнему пути, когда сообщение совершается срав­ нительно регулярно и краткосрочно; летом же путь между Ме­ зенью и Усть-Цильмою, центральным селением Печорского края, на протяжении 748 верст преодолевается с такими труд­ ностями и даже, можно сказать, муками, что дорогу можно считать закрытой для всякого частного лица, желающего по­ пасть на Печору с торгово-промышленными целями. Даже поч­ та от Мезени до Усть-Цильмы в большинстве случаев летом ходит не менее 14 дней... Вышесказанная поездка, совершенная летом высокоуважа­ емым Начальником губернии князем НиколаемДмитриевичем Голицыным для обозрения и ознакомления с этим далеким, пустынным и суровым углом России, представляет факт, име­ ющий крупное значение в истории этого края, тем более что путешествие князя не имело характера только формальных ре­ визий, а заключало в себе стремление возможно точного оз­ накомления на месте как с самим краем и его населением, так и с его нуждами. В этих целях Голицын окружил себя на время поездки и соответствующими спутниками, специалистами той или другой отрасли вопросов, разрешение которых составляло цель его путешествия... Голицын—первый из архангельских губернаторов, посетив­ ших Печору в летнее время, несмотря на все трудности такого путешествия"33. Выехав из Архангельска 24 мая на речном пароходе, Голи­ цын со своими спутниками проделал путь в 4500 верст. От Во­ логды ехали поездом до Нижнего Новгорода, где "произошло сердечное свидание" с губернатором Н.М.Барановым, с кото­ рым когда-то они вместе работали в Архангельске. Затем путь небольшого отряда лежал через Пермь до уездного городаЧер- дыни, был сделан запас провизии —"самый спартанский". Чи­ новник Н.Ермилов, сопровождавший губернатора, вел путевой дневник, выдержки из которого вскоре опубликовала губерн­ ская газета. 8 июля путники перебрались на небольшой буксирный паро­ ходик, построенный механиком-самоучкойиз местныхкрестьян. Кают на буксире не имелось, ехали на верхней палубе, "подвер­ гаясь, —по словам Н.Ермилова, —влиянию всех атмосферных 14 Зак. 1762 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz