Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

ших размеров, "Ломоносов" в то же время обладает значитель­ ной грузоподъемностью... Пассажирские помещения делятся на три класса; первые два положительно роскошны, третий же представляет такие удобства для недостаточных пассажиров, каких не найдется на других пароходах более богатых компаний. На всем паро­ ходе освещение исключительно электрическое...Корпус па­ рохода чрезвычайно прочен и имеет двойное дно.Особая гарантия против всяких случайностей заключается в облада­ нии пароходом двумя машинами, действующими независи­ мо друг от друга ...» Командиром судна был назначен Ф.К.Попов, опытный моряк, командовавший до этого всеми судами товарищества. Он же и привел пароход из Англии в Петербург. Взяв полный груз, судно отправилось вАрхангельск; на его борту находился и губернатор Голицын, оказавшийся в столи­ це по служебным делам. Осмотрев судно, он не удержался от соблазна совершить на нем морское путешествие. Николай Дмитриевич высоко оценил умелые действия ка­ питана судна во время рейса. По его ходатайству Федор Кон­ стантинович Попов был награжден золотой медалью "За усердие в мореходстве". Впрочем, Н.Д.Голицын не упускал ничего, что касалось так трудно становившегося на ноги пароходного сообщения на Севере. Спрашивал за нерадивость, помогал сооружать про­ стейшие пристани и плавучие причалы на пустынных берегах и даже корректировал расписание рейсов, если в том нужда­ лись жители отдаленных деревень. В архивныхделах встречается немало прошений крестьяниз селений, расположенных по берегам Белого моря, где парохо­ ды товарищества не останавливались; они просили губернато­ ра "доставить благодеяние" ихдеревням. Конечно, все просьбы не могли быть удовлетворены, ибо это слишком удлинило бы рейсовое время. Но иногда такие просьбы, если они были обоснованны, ре­ шались без особых проволочек. Так, в ноябре 1891 года поной- ские лопари обратились с прошением к губернатору, вкотором п и сали :..состоя на Мурманскойлиниии имея промысел сем­ ги и другой рыбы, мы могли бы отвозить ее на главный торго- 13 Зак. 1762 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz