Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

неимении сухопутных сообщений чрез Лапландский полуост­ ров, поставлен в критическое положение"26. Другие же варианты просто не рассматривались. Таким образом, вопрос об устройстве на Мурманском бере­ гу военного порта в то время, по словам контр-адмирала Си- денснера, "не получил дальнейшего движения". Между тем в эти годы вновь поднимался вопрос и о строи­ тельстве незамерзающего коммерческого порта на Мурмане. И поводом к этому явилось сообщение в губернской газете за 24 февраля 1890 года. В нем говорилось, что русский консул в Норвегии Д.Н.Островский опубликовал в столичной прессе донесение о результатах "первого опыта" боя тюленей на пла­ вающих льдах Белого моря, произведенного весною 1888 года. Шведскийпароход "Вега"за одиннадцатьднейдобыл 5600тюле­ ней. "Такой блестящий успех привлек прошлой весной к Белому морю уже 10 норвежских пароходов, и следует, стало быть, ожи­ дать, —писала газета, —что отныне нашиводыбудутпривлекатьк себе все большее и большее число иностранных звероловов". Но ранней весной Белое море покрыто льдами, и поморские судохозяева не могли выходить на тюлений промысел, исклю­ чая мезенцев, которые издревле занимались им. Вот почему газета приходила к выводу, что "устройство на Мурмане ком­ мерческой гавани с незамерзающим портом является крайне необходимым; по крайней мере, обладание такой гаваньюдаст поморам возможность выходить на промыслы одновременно с норвежцами, а то и ранее". В 1887 году, как помнит читатель, снабжение маяков было возложено на Архангельско-Мурманскоесрочноепароходст­ во. Правление его в эти годы возглавлял опытный моряк, от­ ставной капитан-лейтенант Михаил Ильич Кази, которого вскоре сменил П.И.Витт. К началу навигации 1888 года па­ роходство в своем распоряжении имело всего четыре паро­ хода: "Архангельск", "Чижов", "Кемь" и "Великий князь Владимир". Один из них зимовал в Кольском заливе, чтобы ранней весной, когда Белое море еще покрыто льдом, совер­ шить один рейс из Колы до норвежского города Вардё и пять рейсов между Вардё и становищами Мурманского берега; а когда Белое море очистится ото льдов —выполнить еще 7 рейсов между Архангельском и Вардё. Второй пароход, кро­ 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz