Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Несколько позже губернская газета рассказала читателям более подробно об этом корабле. Крейсер «Наездник» строился на Балтийском судостроительном заводе Петербурга и был спу­ щен на воду в 1878 году. В период с 1879 по 1890 годы корабль совершил три кругосветных плавания. Это был трехмачтовый клипер водоизмещением 1334 тонны, обладавший современ­ ным артиллерийским вооружением и развивавший скорость под парами до 13,5 узла. Экипажкорабля состоял из 14 офице­ ров и 170 матросов. Крейсер прибыл на Север ранней весной и сразунаправился к горлу Белого моря, где норвежцы били тюленя на плаваю­ щих льдах. В архиве удалось обнаружить дело, где говорилось, что 27 мая 1893 года на рейде Иокангских островов команда крейсера произвела осмотр 6 норвежских промысловых яхт, в трюмах которых находилось 1058 тюленьих шкур. Яхты были отконвоированы вЕкатерининскую гавань. Дело рассматривал Кольский уездный суд, заседания которого, за неимением соб­ ственного помещения, проходили в каюте командира корабля, капитана 2-го ранга Пелля.23 Срединорвежских зверобоев быстро распространилась весть о случившемся. Стало ясно, что в северных водах наконец-то появился быстроходный корабль, не мешавшийморскомупро­ мыслу, если тот не сопровождался нарушением международ­ ных правил, но могущий быстро пресекать противозаконные действия. Конечно, один крейсер не мог навести должный порядок на огромном водном пространстве, но положение явно стало меняться в лучшую сторону, что отмечали и русские промы­ шленники. В связи с ходатайствами Н.Д.Голицына о ежегодномнаправ­ лении в северные воды крейсера для "ограждения от незакон­ ных действий" иностранных судов в наших территориальных водах вновь возник вопрос об устройстве военного порта на Мурмане. Проявил инициативу и олонецкий губернатор Г.Г.Григорь­ ев, направивший в 1888 году управляющему морским минис­ терством письмо, в котором указывал "на возможность и желательность устройства на Мурманском берегу, и именно в заливе Озерко (вдававшемся в узкий перешеек, соединяющий 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz