Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
равняющему морским министерством подробную записку о необходимости сохранить в Белом море военные суда с их эки пажами, но ему ответили, что эти корабли —речь шла о двух старых военных шхунах —«по своей ветхости и слабости ма шин, не имея боевого значения, в случае войны никакого со противления оказать не могут"18. Предлагалось часть военных функций, в частности обслуживание маячной службы, возло жить на суда Архангельско-Мурманского срочного пароход ства, к чему Голицын отнесся резко отрицательно, считая, что "одна лишь выгрузка предметов снабжения на маяки представляет такие огромные препятствия, когда только мно гочисленная и дисциплинированная команда военного суд на с трудом могла преодолевать их, частная же команда наемных судов легко может в подобных случаях и отступить от рискованной службы"19. Офицерский состав военных судов оказывал неоценимую помощь торговому мореходству на Севере. Штурманские офи церы соорудили "астрономическую палатку" в Соломбале, где выверялись хронометры всех русских судов дальнего плавания. ВАрхангельских и Кемскихшкиперских курсах, а также четы рех мореходных классах они вели основной курс судоводитель ских дисциплин. Из них же образовывались и ежегодные экзаменационные комиссии для проверки знаний воспитан ников этих морских учебных заведений. Кроме того, офицеры флота в Архангельском морском порту выполняли еще одну очень важную функцию —они проверяли все паровые и парус ные суда "на предмет установления годности и безопаснос ти их к плаванию". Они же были и самыми компетентными специалистами при разборе дел об авариях судов. Наконец, только штурманский состав военных судов занимался гид рографическими и другими научными исследованиями се верных морей. Рассматривая только эту сторону "военного присутствия", князь Голицын приходил к такому выводу: "Приведенный перечень случаев, когда наличие в Архан гельске флотских и штурманских офицеров представляется необходимым, мне кажется, вполне достаточно уже характе ризует то значение, какое имели до сих пор военные суда Ар хангельского порта собственно для торгового мореплавания 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz