Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

равняющему морским министерством подробную записку о необходимости сохранить в Белом море военные суда с их эки­ пажами, но ему ответили, что эти корабли —речь шла о двух старых военных шхунах —«по своей ветхости и слабости ма­ шин, не имея боевого значения, в случае войны никакого со­ противления оказать не могут"18. Предлагалось часть военных функций, в частности обслуживание маячной службы, возло­ жить на суда Архангельско-Мурманского срочного пароход­ ства, к чему Голицын отнесся резко отрицательно, считая, что "одна лишь выгрузка предметов снабжения на маяки представляет такие огромные препятствия, когда только мно­ гочисленная и дисциплинированная команда военного суд­ на с трудом могла преодолевать их, частная же команда наемных судов легко может в подобных случаях и отступить от рискованной службы"19. Офицерский состав военных судов оказывал неоценимую помощь торговому мореходству на Севере. Штурманские офи­ церы соорудили "астрономическую палатку" в Соломбале, где выверялись хронометры всех русских судов дальнего плавания. ВАрхангельских и Кемскихшкиперских курсах, а также четы­ рех мореходных классах они вели основной курс судоводитель­ ских дисциплин. Из них же образовывались и ежегодные экзаменационные комиссии для проверки знаний воспитан­ ников этих морских учебных заведений. Кроме того, офицеры флота в Архангельском морском порту выполняли еще одну очень важную функцию —они проверяли все паровые и парус­ ные суда "на предмет установления годности и безопаснос­ ти их к плаванию". Они же были и самыми компетентными специалистами при разборе дел об авариях судов. Наконец, только штурманский состав военных судов занимался гид­ рографическими и другими научными исследованиями се­ верных морей. Рассматривая только эту сторону "военного присутствия", князь Голицын приходил к такому выводу: "Приведенный перечень случаев, когда наличие в Архан­ гельске флотских и штурманских офицеров представляется необходимым, мне кажется, вполне достаточно уже характе­ ризует то значение, какое имели до сих пор военные суда Ар­ хангельского порта собственно для торгового мореплавания 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz