Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
сил адмирала продлить срок его командировки. Просьба была уважена, и поручик продолжал плавать на судне, с увлечени ем занимаясь, если позволяла обстановка, и гидрографичес кими работами. Три навигации командовал Н.М.Деплоранский пароходом "Мурман", проявив при этом лучшие качества офицеров рус ского военного флота, всегда стремившихся заниматься иссле дованием морей, где им доводилось плавать. Надо отдать должное и губернатору Голицыну, который высоко ценил службу этого офицера. В связи с назначением Н.М.Деплоранского начальникомпартииОтдельной съемки Бе лого моря НиколайДмитриевичнаправил ему большое письмо с благодарностью "заего постоянную энергичную, разумнуюи по- истине полезную деятельность". Более того, выдержки из этого письма он счел нужным опубликовать в губернской газете. Командиром "Мурмана" был назначен другой офицер флота —К.Нюхалов, который продолжил традиции своего предшественника. Уже в феврале 1891 года он заказал че рез губернатора Голицына в Главном гидрографическом уп равлении целый комплект приборов, чтобы, "ведя все метеорологические наблюдения, надеяться со временем придти к каким-либо определенным, во всяком случае по лезным, результатам "11. Растянутое на многие сотни верст и совершенно не заселен ное до конца 60-х годов Мурманское побережье, у которого ежегодно происходил широкомасштабный морской промысел и где неизбежно сталкивались интересы двух сопредельных государств —России и Норвегии, постоянно требовало к себе пристального внимания. До крупных столкновений дело, сла ва богу, не доходило, но недоразумения случались часто и по разным поводам. Споявлением в северных водах административного парохода "Мурман" часть проблем была снята. По крайней мере, тех, что касались наведения порядка вмногочисленных становищах. Но оставалась еще проблема "военного присутствия на Се вере". О ней князь Голицын писал в своем первом отчете за 1886 год: "Совершившийся прискорбный факт —это перевод военных судов Архангельского порта из Белого моря в Бал тийское". Он напомнил императору, что представил уп- 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz