Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

сил адмирала продлить срок его командировки. Просьба была уважена, и поручик продолжал плавать на судне, с увлечени­ ем занимаясь, если позволяла обстановка, и гидрографичес­ кими работами. Три навигации командовал Н.М.Деплоранский пароходом "Мурман", проявив при этом лучшие качества офицеров рус­ ского военного флота, всегда стремившихся заниматься иссле­ дованием морей, где им доводилось плавать. Надо отдать должное и губернатору Голицыну, который высоко ценил службу этого офицера. В связи с назначением Н.М.Деплоранского начальникомпартииОтдельной съемки Бе­ лого моря НиколайДмитриевичнаправил ему большое письмо с благодарностью "заего постоянную энергичную, разумнуюи по- истине полезную деятельность". Более того, выдержки из этого письма он счел нужным опубликовать в губернской газете. Командиром "Мурмана" был назначен другой офицер флота —К.Нюхалов, который продолжил традиции своего предшественника. Уже в феврале 1891 года он заказал че­ рез губернатора Голицына в Главном гидрографическом уп­ равлении целый комплект приборов, чтобы, "ведя все метеорологические наблюдения, надеяться со временем придти к каким-либо определенным, во всяком случае по­ лезным, результатам "11. Растянутое на многие сотни верст и совершенно не заселен­ ное до конца 60-х годов Мурманское побережье, у которого ежегодно происходил широкомасштабный морской промысел и где неизбежно сталкивались интересы двух сопредельных государств —России и Норвегии, постоянно требовало к себе пристального внимания. До крупных столкновений дело, сла­ ва богу, не доходило, но недоразумения случались часто и по разным поводам. Споявлением в северных водах административного парохода "Мурман" часть проблем была снята. По крайней мере, тех, что касались наведения порядка вмногочисленных становищах. Но оставалась еще проблема "военного присутствия на Се­ вере". О ней князь Голицын писал в своем первом отчете за 1886 год: "Совершившийся прискорбный факт —это перевод военных судов Архангельского порта из Белого моря в Бал­ тийское". Он напомнил императору, что представил уп- 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz