Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

ман» —особое судно, по сути дела представляющее на побере­ жье власть, и шкипер такого парохода, обладавший немалыми полномочиями, тоже личность заметная. Шваненберг же, с его окладистой бородой, смахивал на обыкновенного помора и внешним своим видом не произво­ дил должного впечатления. Нужна была более импозантная, яркая фигура. По мнению автора, губернатор счел нужным с согласия министра внутренних дел назначить во главе судна флотского офицера, один вид которого должен был внушать почтение, а это в условиях частых контактов с промышленни­ ками имело особое значение. Вскоре нужного офицера подыскали. Это был подпоручик корпуса флотских штурманов Н.М.Деплоранский, откоманди­ рованный Главным морским штабом в Архангельск по прось­ бе князя Голицына. 4 мая 1887 года он вступил вкомандование административным пароходом. Двумя месяцами позже министром внутренних дел графом Толстым было утверждено Положение об административном пароходе, начинавшееся словами: "Пароход сей имеет белый флаг с двумя скрещенными по­ середине якорямии положенным на них гербомАрхангельской губернии, а на время плавания снабжается всеми установлен­ ными законом судовыми документами"14. В Положении говорилось, что "ближайшее распоряжение рейсами парохода вверяется» кольскому уездному исправни­ ку, который во время плавания должен находиться на его бор­ ту. Не дозволялось перевозить частных пассажиров, за исключением незаразных больных —и то с согласия врача. Командир парохода был обязан подчиняться "требованиям исправника о следовании парохода в ту или другую мест­ ность...". И только в случае оказания помощи при корабле­ крушении он мог принимать самостоятельные решения. Первые два года "Мурман" с экипажем зимовал в порту Вла­ димир —на западном побережье Мурмана, плохо защищенном от ветров и находившемся на значительном расстоянии от уе­ здного города Колы, что было неудобно во всех отношениях. И тогда присмотрели для зимовки судна более удобное место в Екатерининской гавани, на берегах которой ныне расположен город Полярный. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz