Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

от насильственных действий иностранцев". Командиру шхуны в случае необходимости "дозволялось"принимать на борт коль- ского исправника. Но это не могло решить всех сложных про­ блем Мурмана. Наконец к этому делу подключился в Петербурге бывший губернатор Н.А.Качалов, который, возглавляя Департамент таможенных сборов, руководил одновременно комиссией, за­ нимавшейся оказанием помощи в освоении и развитии север­ ного края. Летом 1885 года вопрос о строительстве судна был наконец решен. 22 июня товарищ министра внутренних дел генерал- лейтенант Ерусевский уведомил архангельского губернатора, что Государственный совет решил "для разъездов администра­ ции Кольского уезда Архангельской губернии вдоль Мурман­ ского берега приобрести особый пароход... На покупку означенного судна ассигновать враспоряжение Министерства Внутренних Дел 35900 рублей"12. Построенное на заграничной верфи новое судно получило имя "Мурман". Шкипером был назначен Д.И.Шваненберг, опытный моряк, окончивший в 1863 году Архангельские шки­ перские учебные курсы. В мае 1886 года кольский исправник Василий Смирнов сообщал губернатору, что 7 апреля "Мурман" прибыл в бухту Еретики, где и началась его приемка; причем исправник от­ метил и выявленные недостатки судна: "нет каюты капита­ на, а также буфета и ледника, отчего пища быстро портится". 23 апреля —после молебна и окропления помещений парохода святой водою —судно отправилось в первый рейс. Но дальней­ шие события приняли неожиданный характер. 11 октября 1886 года губернатор Голицынписал кольскомуисправнику Смирно­ ву: « В № 255 "С.-Петербургских ведомостей" за настоящий год помещена корреспонденция из Колы, вкоей описывается между прочимпредосудительное поведение и безобразные поступкикак шкипера административного парохода "Мурман" Шваненберга, так и команды сего парохода» 13. В газетной заметке сообща­ лось о пьянстве шкипера и команды судна во время объезда ста­ новищ, что подтвердил вскоре и кольский исправник. Князь Голицын не мог, конечно, оставаться безучастным к появившейся публикации. Он прекрасно сознавал, что "Мур- 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz