Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Вскоре на указанном месте появился одноэтажный де­ ревянный особняк, который действительно привлекал к себе внимание. Не случайно он попал и на открытки Архангельска. Его хорошо помнят и сегодня старожилы города. А 28 июня 1893 года, незадолго до отъезда князя Голицына к новому месту службы, состоялось заседание местного Общества Красного Креста, где он сложил с себя председательские полно­ мочия. Заканчивая выступление, НиколайДмитриевич говорил: "Во всяком случае, положа рукуна сердце, могу засвидетель­ ствовать перед вами, почтеннейшие мои сотрудники под зна­ менем Красного Креста, и прошу верить, что делу этому я предан был беззаветно, любил его горячо и служил ему, как говорится, верою и правдою"11. И это были искренние слова. Никто из губернаторов не сде­ лал так много улучшений по "врачебной части", как князь Го­ лицын. Архангельские врачи более десяти лет видели в нем доброго и заботливого начальника, постоянно опекавшего и помогавшего им, а такое помнится долго. Еще одна проблема Мурманского берега —отсутствие поч­ ти всякого сообщения между становищами —не давала покоя архангельскимгубернаторам. Летом на Мурмане скапливалось по нескольку тысяч промышленников. Нередки были право­ нарушения, случаи самосуда, процветало пьянство. Оставаясь, как говорили в ту пору, "без надзора", эта поморская вольница чувствовала себя безнаказанной. Сухопутного сообщения между становищамине было. Врас­ поряжении кольского исправника и нескольких его помощни­ ков имелась лишь норвежская ела, на которой даже при благоприятной погоде с трудом можно было не больше одного раза за лето объехать многоверстное Мурманское побережье. Вопрос о приобретении особого парового судна для коль- ской администрации поднимался, как помнит читатель, еще губернатором Н.Качаловым в 1869 году, но на протяжении по­ лутора десятков лет так и не был решен. К началу 80-х годов роль такого судна в какой-то степени выполняла военная шхуна Архангельского порта "Полярная звезда", которая, обслуживая нуждымаячной службы, одновре­ менно от случая к случаю совершала рейсы вдоль Мурманско­ го берега —"на случай ограждения русских промышленников 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz