Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
Вскоре на указанном месте появился одноэтажный де ревянный особняк, который действительно привлекал к себе внимание. Не случайно он попал и на открытки Архангельска. Его хорошо помнят и сегодня старожилы города. А 28 июня 1893 года, незадолго до отъезда князя Голицына к новому месту службы, состоялось заседание местного Общества Красного Креста, где он сложил с себя председательские полно мочия. Заканчивая выступление, НиколайДмитриевич говорил: "Во всяком случае, положа рукуна сердце, могу засвидетель ствовать перед вами, почтеннейшие мои сотрудники под зна менем Красного Креста, и прошу верить, что делу этому я предан был беззаветно, любил его горячо и служил ему, как говорится, верою и правдою"11. И это были искренние слова. Никто из губернаторов не сде лал так много улучшений по "врачебной части", как князь Го лицын. Архангельские врачи более десяти лет видели в нем доброго и заботливого начальника, постоянно опекавшего и помогавшего им, а такое помнится долго. Еще одна проблема Мурманского берега —отсутствие поч ти всякого сообщения между становищами —не давала покоя архангельскимгубернаторам. Летом на Мурмане скапливалось по нескольку тысяч промышленников. Нередки были право нарушения, случаи самосуда, процветало пьянство. Оставаясь, как говорили в ту пору, "без надзора", эта поморская вольница чувствовала себя безнаказанной. Сухопутного сообщения между становищамине было. Врас поряжении кольского исправника и нескольких его помощни ков имелась лишь норвежская ела, на которой даже при благоприятной погоде с трудом можно было не больше одного раза за лето объехать многоверстное Мурманское побережье. Вопрос о приобретении особого парового судна для коль- ской администрации поднимался, как помнит читатель, еще губернатором Н.Качаловым в 1869 году, но на протяжении по лутора десятков лет так и не был решен. К началу 80-х годов роль такого судна в какой-то степени выполняла военная шхуна Архангельского порта "Полярная звезда", которая, обслуживая нуждымаячной службы, одновре менно от случая к случаю совершала рейсы вдоль Мурманско го берега —"на случай ограждения русских промышленников 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz