Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

нии. НиколайДмитриевич писал министрам, что даже самАр­ хангельск, считавшийся ранее в числе богатейших городов Рос­ сии, в настоящее время не имеет средств для удовлетворения самых неотложных своих нужд. В еще более печальном поло­ жении находится сельское население. Хлебные грузы, чтобы попасть в Архангельск с волжских пристаней, проделывают окольный длинный путь сначала на Ярославль и Вологду, а затем сплавляются по Сухоне и Се­ верной Двине в Архангельск. Но были годы, когда из-за рез­ кого обмеления рек хлеб оставался лежать в "вологодских амбарах". Губернатор высказал мысль, что с устройством Вятско-Двинской железной дороги Архангельск явится бли­ жайшим портом и для Западной Сибири, которая, в свою оче­ редь, может оказать огромное влияние на культуру и благосостояние северного края. Но все благие пожелания и ходатайства местных властей ускорить решение этого важного для губернии вопроса не при­ носили положительных результатов, что хорошо видно из письма министра финансов, отправленного им 3 мая 1890 года архангельскому губернатору. Он, в частности, писал: "Признавая с своей стороны все то значение, которое име­ ло бы сооружение названной дороги для большей части Севе­ ра, я, однако, лишен возможности дать в настоящее время дальнейшее движение сему вопросу, так как ввиду множества более насущных потребностей, остающихся также до сих пор неудовлетворенными, и ограниченности свободных средств в Государственном Казначействе осуществление названной ли­ нии не может, по моему мнению, последовать в ближайшее время"4. Видя, что письменные обращения не приносят успеха, один из упомянутых выше гласных —купец А.Корельский предложил на заседании городской думы 12 ноября 1890 года принять иные, более конкретные меры. В журнале думы в этот день было записано, что с целью "скорейшего исхода- тайствования у правительства решения ускорить строитель­ ство давно ожидаемой железной дороги было решено послать в Петербург особую депутацию, в которую вошли гласные Э.дес-Фонтейнес, П.Витт, Ф.Линдес, С.Ананьин и А.Корельский". 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz