Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

были необходимые для буксировки грунтоотвозных шаланд и самой "землечерпательницы" два небольших парохода —«По­ мор» и "Беломор", построенные в Финляндии. Тотчас же по прибытии этих судов, летом 1889 года, приступили к землечер­ пательным работам на взморье —так называемом Березовом баре. К этому времени в Архангельске построили четыре де­ ревянные шаланды, которыми и отвозили вычерпанный грунт. Осеннее ненастье и наступившие темные ночи вынудили перенести работы по углублению главного судоходного фар­ ватера с бара на отмели у Мосеева острова, где начинался об­ ширный городской рейд. В следующем году дноуглубительные работы велись интен­ сивно и на Березовом баре, и у острова Мосеев. И в отчете за 1890 год Н.Д.Голицын сообщил императору: "Внавигацию текущего года был вырыт канал против горо­ да длиною полторы версты, шириною по дну 20 сажен, с наи­ меньшей глубиною 17 фут. Таким образом, на городской рейд Архангельска после 50- летнего перерыва вновь могутприходить глубокосидящие суда, чем и воспользовались в настоящую навигацию четыре иност­ ранных парохода, пришедших к лесопильному заводу, распо­ ложенному выше Архангельска на 6 верст, и один корабль пришел из Соломбальской гавани к Смольному буяну. Эти улучшенияАрхангельского портаприобретаютдля него особенно важное значение ввиду того обстоятельства, что Вы­ сочайшею волею Вашего Императорского Величества они предприняты в связи с вопросом о соединении рек Камы и Северной Двины водными или железнодорожными путями. Таким образом, можно надеяться, что улучшенномуАрхан­ гельскому порту предстоит в скором времени избавиться от главного тормоза для заграничной торговли —отсутствия подъездных путей к порту вследствие оторванности Архан­ гельской губернии от остальной Империи"2. Одним словом, с 1890 года Архангельский морской порт после долгих лет застоя стал постепенно набирать силу. Все более оживлялась и внешняя торговля. Но была еще одна, не менее важная причина экономичес­ кого упадка Архангельска. Об этом губернская газета так пи­ сала еще в 1886 году: 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz