Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
шествовалалишь одна небольшая церковь на том месте, где по чивают мощи преподобного Трифона и других иноков, Ионы и Германа, но в 1882 году, с благословения Святейшего Сино да, разрешено возобновить этот монастырь, с передачею в ве дение Соловецкого монастыря". Весной 1886 года Соловецкий монастырь послал в Печенгу иеромонаха с братиею в 15 человек. Они принялись, в первую очередь приводить в порядок старую церковь, потом расчис тили 25-верстную дорогу, ведущую к пароходной пристани, чтобы возить к святой обители богомольцев на лошадях. К это му времени рядом с пристанью был выстроен добротный дом для прибывающих паломников. Таким образом, сообщение с будущим монастырем оказы валось весьма удобным. Через каждые 10—12 дней из Архан гельска отправлялись рейсовые пароходы на Мурманский берег, делавшие остановку у Трифонова ручья (откуда шел кратчайший путь кмонастырю) и следовавшие затем в норвеж ский город Вардё. А через несколько дней на обратном пути они забирали возвращающихся странников. Так благодаря энергичной помощи влиятельного Соловец кого монастыря и содействию архангельских губернаторов и был отстроен заново Печенгский монастырь. Главное внимание князь Голицын уделил двум проблемам, от которых во многом зависело экономическое положение не только Архангельска, но и большинства населения губернии: состоянию внешней торговли, ведущейся через Архангельский порт, и строительству Вятско-Двинскойжелезной дороги. Расширению торговли через Архангельск препятствовало обмеление главного судоходного фарватера, не позволявшего морским судам подходить к городским причалам. С падением торговли начали один за другим закрываться в Архангельске торговые дома и фирмы. Основные хлопоты на заключительном этапе по формиро ванию новой портовой организации —"Управления работ по улучшениюАрхангельскогопорта", —утвержденной 16 февраля 1887 года, и приобретению первых землечерпательных машин, доставленных летом 1888 года на Север внутренними водными путями, выпали, главным образом, на долю Н.Д.Голицына. И он мог быть доволен результатами. Летом 1889 года при 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz