Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Вся эта длительная поисковая работа позволила не толь­ ко получить определенные представления о жизни Архан­ гельска с его морским портом, но и лучше понять ту атмосферу, в которой проходила деятельность губернской администрации. Приближению к "губернаторской" теме, как оказалось, во многом способствовали и отдельные страни­ цы моей биографии. Родился я в семье начальника станции, расположенной на западном побережье Белого моря. В 1943 году, после оконча­ ния семилетки, стал работать телеграфистом-морзистом на же­ лезнодорожной станции Пестово в Новгородской области. Затем учился в Ленинградском железнодорожном техникуме. Весной 1950 года меня призвали на срочную службу, кото­ рая проходила на кораблях Северного флота. В следующем году, сдав экзамены, поступил на штурманский факультет Се­ вероморского высшего военно-морского училища. Оно откры­ лось в Архангельске и располагалось в бывших казармах флотского полуэкипажа. После выпуска меня направили слу­ жить в Заполярье. В течение нескольких лет ходил на эскад­ ренном миноносце "Отчаянный" по северным морям. Обошел все заливы и губы Кольского полуострова от Печенги до Ио- канги. Не раз совершал плавания вдоль суровых и пустынных берегов Новой Земли, побывал в Белушьей Губе —админист­ ративном центре полярного архипелага. Довелось посетить и сопредельную Норвегию. Так что в целом я зримо представлял те районы Баренцева моря, где в прошлом проходила активная деятельность ар­ хангельских губернаторов. К томуже с первых лет работы в обла­ стном архиве отбирал факты, касавшиеся истории строительства железных дорог на Севере, проведения телеграфа, развития мор­ ских путей сообщения. Правда, делал это скорее из любопытст­ ва, не отдавая еще себе отчета в том, что они могут пригодиться для будущей книги о губернаторах. Потом заинтересовался мурманскими рыбными промыслами, русско-норвежскими отношениями, колонизацией Мурманского побережья. Позднее, когда я более основательно познакомился с доку­ ментами по истории края, особенно с сохранившимися ко­ пиями многочисленных "всеподданнейших отчетов", стало ясно, что в большинстве своем губернаторы прилагали немало 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz