Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

западного побережья Белого моря. Петербургский чиновник Соловцов, посетивший еще в 1862 году Кемский уезд, пора­ зился рыбному изобилию. Количество выловленной сельди в этой губе в «обильные годы» достигало 600 тысяч пудов, что равнялось 40 тысячам возов из расчета 15 пудов на крестьянский воз. "Ежегодно, - писал Соловцов в своем отчете, - по первому сан­ ному пути в Сороку и окрестные селения приезжали за сельдями жители Онежского, Холмогорского, Шенкурского и Пинежского уездов, даже северной части Вологодской и Олонецкой губерний. Всех подвод скопляется более тысячи. Это бываетрод ярмарки со всею ее обстановкою: совершаются все денежные сделки, приез­ жаютторговцы с краснымии прочими товарами"38. Но между Белым морем и Повенцом не было даже и сухо­ путной дороги. Лишь в зимнее время устанавливался санный путь, шедший по руслам рек, болотам и озерам. Летом же ни о какой доставке в Петербург продуктов рыбного и звериного промыслов и речи быть не могло. В 1875 году в министерство путей сообщения поступило предложение от некоего "Ахшарумова и К°" об устройстве это­ го водного пути "на акционерных основаниях, при содействии правительства". Но практических шагов не последовало. Бо­ лее реальным оказался проект того же олонецкого губернато­ ра Григорьева об устройстве почтовой дороги от Повенца до Сумского Посада. Его идею поддержали и ряд министерств, что видно из журнала Архангельского губернского распорядитель­ ного комитета, где 5 сентября 1877 года появилась такая запись: «Министерство Внутренних Дел, по сношении с министрами Путей Сообщения и Водным, нашло, что означенная дорога имеет весьма важное значение не только в торговом и в про­ мышленном, но и в стратегическом отношении... Олонецкое губернское и Повенецкое уездное земство со своей стороны ассигновали на продолжение этой дороги в пределах Олонец­ кой губернии необходимые денежные средства..."39 Архангельская губерния также выделила на строительство в пределах своей территории довольно значительную сумму — 34044 рубля 59 копеек. Обе северные губернии довольно быстро приступили к со­ оружениюдороги. Крестьяне прорубали просеку шириной в 10 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz