Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

зданием Гостиного Двора. 12 июня газета оповещала горожан об этом приятном событии: "Спешимдовестидо сведения обы­ вателей города Архангельска, что по недостатку здесь удобных местдля прогулок, где можно было быукрыться от зноя и пыли, и в видах доставления детям возможности пользоваться во время прогулок чистым воздухом, с настоящего числа откры­ вается для публики свободный вход в сад при Губернаторском доме. Сад этот будет открыт с 8 часов утра до 9 часов вечера ежедневно и безразлично для всех сословий и возрастов. Вход с набережной. Вдобавок мы слышали, что раз в неделю в озна­ ченном саду будет и утеха для детей —музыка". Но вернемся к весенним мартовским дням 1882 года. В это время губернатор находился еще в столице, убеждая раз­ личные высокие ведомства обратить серьезное внимание на северную окраину империи, располагавшую огромными при­ родными ресурсами и имевшую в то же время множество проблем, без решения которых эти ресурсы нельзя было об­ ратить во благо Российской державе. В Архангельске пристально следили за этой поездкой. 17 марта губернская газета поместила небольшое сообщение из Петербурга о ходе обсуждения "устройства Вятско-Двинской железной дороги": "Вчера, 1марта, в Обществе для содействия Русской промышленности и торговле по поводу речи Н.М.Ба­ ранова рассматривался вопрос о соединении отрезанного Се­ вера железнодорожным путем с остальною Россиею... Рассчитывают постройку эту в три миллиона рублей и, в случае отказа Правительства устроить дорогу на казенный счет, намерены просить дозволения выстроить ее частными средствами..." В сообщении говорилось, что на первое время намечалось строить дорогу узкоколейной "из Котласа на реку Вятку, пред­ полагая довести ее впоследствии до Казани и по мере увеличе­ ния движения переделать ее на ширококолейную". Наконец, 31 марта"Архангельскиегубернские ведомости» из­ вестили своих читателей, что несколькими днями ранее, 27 мар­ та, Н.М.Баранов возвратился из Петербурга, преодолев санным путем по столичному тракту более тысячи верст. Вот как газета описывала атмосферу тех мартовских дней: "Всем известно, что эта поездка Начальника губернии в Санкт-Петербург была вы­ 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz