Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
ховьях, где имелись опасные каменистыеперекатыи мелководья. Апосколькупо реке предполагалосьрезко увеличитьпоток хлеб ных и иных грузов, то само собой напрашивался вопрос об уст ройстве телеграфной линии вдоль СевернойДвины. 19ноябрярешалсятакжевопрос, поднятыйещев 1870годугубер натором Качаловым, "об учреждении Печорского уезда, с возведе нием селаУсть-Цильмывуездный город". При этомчасть волостей Мезенского уездадолжнабыла отойтиковновьсоздаваемому. Можно видеть, что изменение административных границ, даже внутри губернии, производилось в те времена с большой осмотрительностью, не в пример нашему бурному XX столе тию, когда непродуманные решения приводили к крупным со циальным потрясениям в обществе. Третье общее собрание, состоявшееся 26 ноября, целиком было посвящено железнодорожным делам. Автор обнаружил в одном архивном деле записку "правителя» губернской кан целярии, отправленнуюим еще 21 ноября 1881 года архангель скому уездному исправнику: "Департамент железных дорог уведомил губернатора, что Государь Император, по всеподдан нейшему докладу г. Министра Путей Сообщения, 29 октября сего года Всемилостивейше соизволил разрешить отставному штаб-ротмистру Сергею Маньковскому произвести в течение года на собственный его счет изыскание для паровой желез ной дороги от г. Санкт-Петербурга до города Архангельска. Вмете с тем Департамент просит сделать распоряжение о до пущении командированных Маньковским лиц к производству означенных изысканий"8. На этот раз участники собрания были единодушны в своем мнении, приняв такое решение: "Собрание единогласно нашло полезным просить Председателя (то есть губернатора Барано ва. — Г.П.) довести до сведения высшего Правительства, что постройка железной дороги между Петербургом и Архангель ском не может принести таких выгод, которые могли бы оку пить расходы, ибо движения грузов по этому направлению никакого не предвидится"9. Впрочем, проекты строительства железных дорог «непер спективных" тогда направлений выдвигались время от време ни и раньше. Еще летом 1872 года купец 2-й гильдии из города Вытегры Василий Воробьев, происходивший из крестьян Ар- 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz