Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

ховьях, где имелись опасные каменистыеперекатыи мелководья. Апосколькупо реке предполагалосьрезко увеличитьпоток хлеб­ ных и иных грузов, то само собой напрашивался вопрос об уст­ ройстве телеграфной линии вдоль СевернойДвины. 19ноябрярешалсятакжевопрос, поднятыйещев 1870годугубер­ натором Качаловым, "об учреждении Печорского уезда, с возведе­ нием селаУсть-Цильмывуездный город". При этомчасть волостей Мезенского уездадолжнабыла отойтиковновьсоздаваемому. Можно видеть, что изменение административных границ, даже внутри губернии, производилось в те времена с большой осмотрительностью, не в пример нашему бурному XX столе­ тию, когда непродуманные решения приводили к крупным со­ циальным потрясениям в обществе. Третье общее собрание, состоявшееся 26 ноября, целиком было посвящено железнодорожным делам. Автор обнаружил в одном архивном деле записку "правителя» губернской кан­ целярии, отправленнуюим еще 21 ноября 1881 года архангель­ скому уездному исправнику: "Департамент железных дорог уведомил губернатора, что Государь Император, по всеподдан­ нейшему докладу г. Министра Путей Сообщения, 29 октября сего года Всемилостивейше соизволил разрешить отставному штаб-ротмистру Сергею Маньковскому произвести в течение года на собственный его счет изыскание для паровой желез­ ной дороги от г. Санкт-Петербурга до города Архангельска. Вмете с тем Департамент просит сделать распоряжение о до­ пущении командированных Маньковским лиц к производству означенных изысканий"8. На этот раз участники собрания были единодушны в своем мнении, приняв такое решение: "Собрание единогласно нашло полезным просить Председателя (то есть губернатора Барано­ ва. — Г.П.) довести до сведения высшего Правительства, что постройка железной дороги между Петербургом и Архангель­ ском не может принести таких выгод, которые могли бы оку­ пить расходы, ибо движения грузов по этому направлению никакого не предвидится"9. Впрочем, проекты строительства железных дорог «непер­ спективных" тогда направлений выдвигались время от време­ ни и раньше. Еще летом 1872 года купец 2-й гильдии из города Вытегры Василий Воробьев, происходивший из крестьян Ар- 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz