Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

понятною и та масса ншцих, которых толпами встречаешь на улицах Севера; становится понятною все ближе и ближе на наш край надвигающаяся стая иностранных эксплуататоров..." По словам губернатора создавалось впечатление, будто Се­ вер России—этот "край нищеты, скорби, морозаи бездорожья"— стоит как бы на обочине жизни русского государства, в то время как Кавказ, Крым, Польша и Сибирьжелезными путями соединились с центром страны и обеими столицами, а бывшая "северная житница России —Архангельск —лишилась тех пу­ тей (в первую очередь из-за обмеления Северной Двины в ее верховьях и дельте. — Г.П.), какие прежде были". А закончил губернатор свое выступление все-таки на мажор­ ной ноте, заявив, что "не тризну собрались мы править", и со­ общив "наипочтеннейшим из жителей Архангельской губернии", что министр внутренних дел граф Н.П. Игнатьев не только разрешил деятельность создаваемой комиссии, но и пожелал ей плодотворной работы. Участники собрания почув­ ствовали в лице Николая Михайловича Баранова активного защитника своих интересов и энергично принялись за работу. Подкомиссии, переименованные затем в отделы, интенсивно готовили предложения, которые обсуждались на общих собра­ ниях под председательством губернатора. Таких собраний в течение двух месяцев было проведено девять. Впервые так мас­ штабно и демократично обсуждался широкий круг вопросов, затрагивавших все сферы жизни северного края. Губернская газета с явным удовлетворением публиковала подробные отчеты с общих собраний, которые, вне всякого сомнения, находилиживой отклик среди населения. Они при­ влекали внимание и правительственных кругов, за обсужде­ нием с не меньшим вниманием следили и в Норвегии. 19 ноября, собравшись во второй раз вместе, члены комис­ сии представили Баранову свои первые предложения. Прежде всего было обращено внимание на выбор "наижелательнейше­ го направления железной дороги" —от села Котлас, что стояло на берегу Северной Двины в ее верховьях, через Котельнич с выходом на Казань —для быстрейшей доставки хлебных гру­ зов к главной водной магистрали Севера. Одновременно участники собрания считали нужным возбу­ дить ходатайство о расчистке русла Северной Двины в ее вер­ 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz