Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
понятною и та масса ншцих, которых толпами встречаешь на улицах Севера; становится понятною все ближе и ближе на наш край надвигающаяся стая иностранных эксплуататоров..." По словам губернатора создавалось впечатление, будто Се вер России—этот "край нищеты, скорби, морозаи бездорожья"— стоит как бы на обочине жизни русского государства, в то время как Кавказ, Крым, Польша и Сибирьжелезными путями соединились с центром страны и обеими столицами, а бывшая "северная житница России —Архангельск —лишилась тех пу тей (в первую очередь из-за обмеления Северной Двины в ее верховьях и дельте. — Г.П.), какие прежде были". А закончил губернатор свое выступление все-таки на мажор ной ноте, заявив, что "не тризну собрались мы править", и со общив "наипочтеннейшим из жителей Архангельской губернии", что министр внутренних дел граф Н.П. Игнатьев не только разрешил деятельность создаваемой комиссии, но и пожелал ей плодотворной работы. Участники собрания почув ствовали в лице Николая Михайловича Баранова активного защитника своих интересов и энергично принялись за работу. Подкомиссии, переименованные затем в отделы, интенсивно готовили предложения, которые обсуждались на общих собра ниях под председательством губернатора. Таких собраний в течение двух месяцев было проведено девять. Впервые так мас штабно и демократично обсуждался широкий круг вопросов, затрагивавших все сферы жизни северного края. Губернская газета с явным удовлетворением публиковала подробные отчеты с общих собраний, которые, вне всякого сомнения, находилиживой отклик среди населения. Они при влекали внимание и правительственных кругов, за обсужде нием с не меньшим вниманием следили и в Норвегии. 19 ноября, собравшись во второй раз вместе, члены комис сии представили Баранову свои первые предложения. Прежде всего было обращено внимание на выбор "наижелательнейше го направления железной дороги" —от села Котлас, что стояло на берегу Северной Двины в ее верховьях, через Котельнич с выходом на Казань —для быстрейшей доставки хлебных гру зов к главной водной магистрали Севера. Одновременно участники собрания считали нужным возбу дить ходатайство о расчистке русла Северной Двины в ее вер 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz