Полубота, А. В. «А на земле – мазурики…» // Неизбывный Вертоград : альманах Всероссийского фестиваля имени Николая Тряпкина / [сост.: А. В. Полубота и др.]. - Москва : Академика, 2010. – С. 118-124.

визации и раскулачивания: «Сколько знал, подписал про­ токолов грозных? Сколько девок помял в закромах колхоз­ ных?» Характерно, что «неспокойно на душе» у поэта не отто­ го, что у «старичка пригожего» такое прошлое, а потому, что, не чувствуя за это прошлое раскаяния, тот «глядит достойно» и, значит, не способен к духовному исправле­ нию. И это говорится не столько об отдельно взятом чело­ веке, сколько о нашем обществе в целом. В стихотворении «Вечером» (1979 год) Тряпкин ис­ пользует один из своих излюбленных в позднем творчестве приёмов — чёрный юмор. Ах ты, милка, ах ты, Зина, Златогривый мой конёк! Ты скачи до магазина Под названьем «Огонёк»... Время есть ещё покуда. Только денег — не даю. Ты сама ведь пьёшь, паскуда, Глянь-ка в сумочку свою... Это о взаимоотношении двух супругов, так сказать, лю­ бящих друг друга людей. Стоит ли удивляться, что чуть больше, чем через десять лет в нашей стране появились миллионы так называемых «социальных» сирот при жи­ вых родителях. Николай Тряпкин из числа тех органичных поэтов, кото­ рые практически никогда не «скатывались» на рифмован­ ную (пусть и мастерски) публицистику, как это делали, к примеру, Евгений Евтушенко или Андрей Вознесенский. Однако поэт не уходил от злободневности в придуманный мир поэтических фантазий и образов. Нет, как раз в его стихах довольно часто встречаются приметы времени. Но при этом любое, даже бытового уровня событие он осмыс­ ливал в его связи с глубинными, происходящими в «под­ земных пластах» жизни переменами. Взять хотя бы сти­ хотворение со столь актуальным для нас нынешних названием «Цены повышаются...»: 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz