Полубота, А. В. «А на земле – мазурики…» // Неизбывный Вертоград : альманах Всероссийского фестиваля имени Николая Тряпкина / [сост.: А. В. Полубота и др.]. - Москва : Академика, 2010. – С. 118-124.

заменить религию человечеству), свято место духовности рано или поздно будет заменено идеологией потребления, эгоцентризма, духовного, а впоследствии и физического са­ моразрушения . Это открытие он художественно выражает в стихотво­ рении « Песнь о российском храме». Речь в нём идёт, кста­ ти, по всей видимости, о взорванном в тридцатые годы лотошинском храме, на месте которого ...горят, услужая всеобщему благу, Вымпела на шестах да рекламы из ярких фанер. Вот они — символы «всеобщего блага», которым пыта­ лись оправдать разрушения тысяч церквей и самих основ православного мировоззрения. У лермонтовского пророка есть место, где он спасает­ ся от порочного общества современников. Дисгармония мира людей во многом искупается миром природы, неиз­ менным с библейских времён: Посыпал, пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная, И звёзды слушают меня, Лучами радостно играя. Для лирического героя Николая Тряпкина такой ду­ шеспасительной пустыней является Русский Север, окрес­ тности, как он сам её называл, «деревнюшки» Пижмы. Те самые места, где он впервые почувствовал в себе могучий поэтический дар. Я уходил в леса такие, Каких не сыщешь наяву, И слушал вздохи колдовские, И рвал нездешнюю траву. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz