Поливцева, И. А. Поморский Ход на родину писателя / Ирина Поливцева // Под сенью Трифона. – 2011. – № 1 (янв.). – С. 54-58.

и уезжать никуда не хочет. Инте­ реснейший человек и собеседник. Татьяна Агапова жалеет, что не придется больше поспать на печке, говорит, что осталась бы в Семже. Мы смеемся: «Оставай­ ся, Танечка, будешь заместите­ лем мэра!». И вот уже машем прощально семжанам и Семже с кормы ка­ тера, и кажется, что смотрят нам вслед пустые дома с укором... На встрече в Мезени, в библи­ отеке, местные жители говори­ ли о необходимости таких поез­ док на родину писателя, потому что Семжа — это мезенская Яс­ ная Поляна. Город Архангела Михаила В Архангельске нас ждали в Поморском университете. Там был просмотр фильма Надежды Хорошаевой о Личутине. Прекрасная авторская рабо­ та — раздумья и разговор о Рос­ сии, о ее судьбе, о русском сло­ ве, о людях... Как нам не хватает этой живой воды на экранах теле­ визоров, развращающих и разгра­ бляющих души юных и не юных людей! После просмотра Надежда рас­ сказала о фильме и его герое: «Личутин — удивительный че­ ловек! Он хороший семьянин, у него двое детей. Работает как вол. Фильм снят на наши деньги. Я подумала, что если не я, то ни­ кто этого не сделает. Снимали че­ тыре года — периодические по­ ездки, моменты... Закончив рабо­ ту, мы приехали к нему в Сибирь. Когда он нас увидел — подпрыг­ нул от радости. Там были все пи­ сатели. Был и Астафьев. Мы чи­ тали стихи, пели. Первый просмотр был в Мо­ скве, в Союзе писателей. Личутин то убегал, то прибегал. Я спроси­ ла — ему не нравится? Он сказал, что ему некогда. Но потом я уви­ дела, когда он сидел — он плакал. Его это волнует, тревожит. А убе­ гал, чтобы не заплакать. Живет Личутин трудно, как многие русские писатели, занима­ ющиеся большой литературой». Потом было застолье с писате­ лями, съемочной группой филь­ ма, библиотечными работниками. Приехал Логинов, читал стихи. Жаль, что мало. Все остальные тоже читали стихи и рассказыва­ ли о себе. На другой день пошли в гости в писательскую. Шли через яр­ марку — купили на память суве­ ниры, расписанные по красному полю мезенскими лошадками на тонких, тараканьих ножках. В писательской нас радушно встретили хозяйки — две Елены, Галимова и Кузьмина. Состоял­ ся интересный разговор о насущ­ ном — проблемы писательского дела и пути их преодоления, пла­ ны на будущее. Решили провести совместный семинар молодых ли­ тераторов. Порадовало, что обе Елены — православные, воцерковленные... Обменялись книгами. Нам по­ дарены несколько книг в одной упаковке — «Архангельская ар­ тель». Там есть книга Елены Га- лимовой «Домострой Бориса Шергина», где меня, как руко­ водителя паломнической служ­ бы, поразил гимн паломниче­ ству устами писателя, приведен­ ный автором в этой книге. Создан удивительный образ большого русского писателя, воспитанного в Православии. Поэзия Елены Кузьминой пи­ тается корнями народных тради­ ций, но в то же время по-женски изящна и православна. Думается, что союз двух се­ верных организаций принесет се­ рьезные плоды в дальнейшем. Эта мысль о творческом едине­ нии сокрыта в следующих стро­ ках стихотворения Елены Кузь­ миной «Птицы Сергиевы»: Отдадим земле по светлому перышку, а из перышек вырастут, как из зер­ нышек, где церковь белая, где терем солнечный, — вопреки беде да постылой полночи, и будто быроссыпью, да в одной горсти. «Сергие!» — «Я, Господи!» Вместо послесловия Валентин Курбатов в своей кни­ ге «Подорожники» приводит за­ пись, сделанную рукой Маслова: «Дорогой Валентин! И все-таки... И все-таки! Мне кажется, что под пологом, плот­ ным пологом травы забвения, уже живут, уже набирают силы те семена, которые, взойдя, еще при наших современниках под­ нимут над нашей землей высоко­ высоко наше небо. Ну, а пока, как и положено, первыми выскочили, сеют семена сорняки... Что де­ лать... Дождемся, даст Бог, и на­ ших семян. Виталий Маслов, 29 января 1988». Сравните это со словами пи­ сателя Николая Скромного, про­ изнесенными в Москве в Союзе писателей во время Славянско­ го Хода—2006: «Мы утрамбова­ ли свои души таким слоем грун­ та, бульдозерами и тракторами, что, казалось, никто не сможет их откопать. Славянский Ход вспарывает эти наслоения и по­ могает нам проснуться, понять, кто мы есть на самом деле, и объединиться». Не сговариваясь, два больших писателя с сердечной болью го­ ворят об одном: о том, что вол­ нует, тревожит, чему были по­ священы их творчество и жизнь. Такое единомыслие о судьбах России и русской культуры объ­ единяет многих русских писате­ лей и просто людей, любящих свое Отечество. Это дает нам силы и надеж­ ду на то, что Господь не оставит Россию. Поклонный крест 58 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz