Поливцева, И. А. Россия начинается с Севера / И. А. Поливцева // Наука и бизнес на Мурмане. – 2007. – N 3 (июнь). – С. 41-46.

СЛАВЯНСКИЙ ХОД-2006 44 Надежда же, напротив, склонялась больше к вер­ сии голландского купца Симона ван Салингена о том, что он был разбойником. Эта версия впервые появи­ лась в 1901 году, в период возрождения и укрепления Трифонов Печенгского монастыря, стоящего на гра­ нице России и Норвегии. И вот на паломническом форуме, который состоял­ ся по возвращении из Славянского хода, Надежда выступала ирассказала, что после посещения Торжка Изображение преподобного Трифона она изменила своё мнение. Теперь она убеждена, что эту версию придумали враги России, которым неугод­ но было укрепление православного монастыря на её северной границе. В самом же Торжке никто и не сомневается в том, что преподобный Трифон был сыном священника. Услышав во время уединённой молитвы повеление Божие и следуя ему, отправился на Север просвещать «дикую лопь» верой православной. Мы побывали в Борисоглебском монастыре, при­ ложились к мощам преподобного Ефрема Новоторж- ского, слуги святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, который основал этот монастырь. Я это делала с особым трепетом. Во-первых, потому что преподоб­ ный Ефрем был свидетелем мученической кончины Бориса и Глеба, во-вторых ещё и потому, что в мона­ стыре бывал преподобный Трифон в юности и при­ кладывался к их мощам. Позднее, основав монастырь на Севере, он строит храм Бориса и Глеба на границе с Норвегией, стоящий и ныне там, только заново от­ строенный в 1874 году. В Москве нас приютил храм Сошествия Святаго Духа. Причём найти место для ночлега в Москве — две ночи — было сложно. Спасибо моей коллеге из московской паломнической службы «Монастыри Рос­ сии» храма Спас-на-Грязех Шориновой Наталье, ко­ торая дала мне координатыотца Сергия Рыбко, автора многих книг. Ему отдельная благодарность от всех уча­ стников Славянского хода. Две ночи мы ночевали в храме на полу. Это было удивительно и, наверное, имело духовный смысл пе­ ред встречей с Патриархом. Кстати, Ф. Достоевскому в детстве в храме Сошествия Святаго Духа было виде­ ние — парящий под куполом голубь. На вторую ночь многие исповедались отцу Сергию и на утро на патриаршей службе причастились. Это было в день памяти святой блаженной Матроны Московской, в Покровском монастыре, где покоятся её святые мощи. Именно в Покровском монастыре по её молитвам, а не в Свято-Даниловом, как плани­ ровалось, состоялась встреча участников Славянско­ го хода с Патриархом Московским и всея Руси Алек­ сием II. Встреча с Патриархом — это незабываемое собы­ тие в жизни каждого участника Хода. Она была настолько тёплой и сердечной, что мы будем хранить её в своих сердцах всю жизнь, как и подаренную каждому икону Воскресения Христова с частицей Гроба Господня. Так Патриарх Алексий II присоединился к нашему Славянскому ходу, тем бо­ лее, что ему на грудь Надежда Большакова приколола значок участника Хода. Как впоследствии скажет поэт Владимир Семёнов, присутствовавший на встрече участников Славянского хода с депутатами областной Думы в Мурманске, — «Надежда уколола Патриарха в самое сердце». В Ярославле, помимо писателей, мы встретились с настоятелем храма Похвалы Пресвятой Богородицы отцом Александром, основателем исмотрителем пра­ вославной гимназии имени святителя Игнатия Брян­ чанинова. Знакомство с этим человеком значительно скрасило наше пребывание в Ярославле. На вопрос, как ему удалось создать православную гимназию, он сказал: «Мне некуда было деваться — у меня шес­ теро детей». Если бы все родители в России так рас­ суждали! При знакомстве с ним мы вспомнили, что в Моск­ ве, в храме Сошествия Святаго Духа, кормили нас женщины из образованного при нём сестричества в честь Игнатия Брянчанинова. А дальше нас размеща­ ют наночлег в Толгскомженскоммонастыре, где поко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz