Поливцева, И. А. Россия начинается с Севера / И. А. Поливцева // Наука и бизнес на Мурмане. – 2007. – N 3 (июнь). – С. 41-46.
СЛАВЯНСКИЙ ХОД-2006 44 Надежда же, напротив, склонялась больше к вер сии голландского купца Симона ван Салингена о том, что он был разбойником. Эта версия впервые появи лась в 1901 году, в период возрождения и укрепления Трифонов Печенгского монастыря, стоящего на гра нице России и Норвегии. И вот на паломническом форуме, который состоял ся по возвращении из Славянского хода, Надежда выступала ирассказала, что после посещения Торжка Изображение преподобного Трифона она изменила своё мнение. Теперь она убеждена, что эту версию придумали враги России, которым неугод но было укрепление православного монастыря на её северной границе. В самом же Торжке никто и не сомневается в том, что преподобный Трифон был сыном священника. Услышав во время уединённой молитвы повеление Божие и следуя ему, отправился на Север просвещать «дикую лопь» верой православной. Мы побывали в Борисоглебском монастыре, при ложились к мощам преподобного Ефрема Новоторж- ского, слуги святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, который основал этот монастырь. Я это делала с особым трепетом. Во-первых, потому что преподоб ный Ефрем был свидетелем мученической кончины Бориса и Глеба, во-вторых ещё и потому, что в мона стыре бывал преподобный Трифон в юности и при кладывался к их мощам. Позднее, основав монастырь на Севере, он строит храм Бориса и Глеба на границе с Норвегией, стоящий и ныне там, только заново от строенный в 1874 году. В Москве нас приютил храм Сошествия Святаго Духа. Причём найти место для ночлега в Москве — две ночи — было сложно. Спасибо моей коллеге из московской паломнической службы «Монастыри Рос сии» храма Спас-на-Грязех Шориновой Наталье, ко торая дала мне координатыотца Сергия Рыбко, автора многих книг. Ему отдельная благодарность от всех уча стников Славянского хода. Две ночи мы ночевали в храме на полу. Это было удивительно и, наверное, имело духовный смысл пе ред встречей с Патриархом. Кстати, Ф. Достоевскому в детстве в храме Сошествия Святаго Духа было виде ние — парящий под куполом голубь. На вторую ночь многие исповедались отцу Сергию и на утро на патриаршей службе причастились. Это было в день памяти святой блаженной Матроны Московской, в Покровском монастыре, где покоятся её святые мощи. Именно в Покровском монастыре по её молитвам, а не в Свято-Даниловом, как плани ровалось, состоялась встреча участников Славянско го хода с Патриархом Московским и всея Руси Алек сием II. Встреча с Патриархом — это незабываемое собы тие в жизни каждого участника Хода. Она была настолько тёплой и сердечной, что мы будем хранить её в своих сердцах всю жизнь, как и подаренную каждому икону Воскресения Христова с частицей Гроба Господня. Так Патриарх Алексий II присоединился к нашему Славянскому ходу, тем бо лее, что ему на грудь Надежда Большакова приколола значок участника Хода. Как впоследствии скажет поэт Владимир Семёнов, присутствовавший на встрече участников Славянского хода с депутатами областной Думы в Мурманске, — «Надежда уколола Патриарха в самое сердце». В Ярославле, помимо писателей, мы встретились с настоятелем храма Похвалы Пресвятой Богородицы отцом Александром, основателем исмотрителем пра вославной гимназии имени святителя Игнатия Брян чанинова. Знакомство с этим человеком значительно скрасило наше пребывание в Ярославле. На вопрос, как ему удалось создать православную гимназию, он сказал: «Мне некуда было деваться — у меня шес теро детей». Если бы все родители в России так рас суждали! При знакомстве с ним мы вспомнили, что в Моск ве, в храме Сошествия Святаго Духа, кормили нас женщины из образованного при нём сестричества в честь Игнатия Брянчанинова. А дальше нас размеща ют наночлег в Толгскомженскоммонастыре, где поко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz