Поливцев, С. Е. Трифонов Печенгский монастырь / священник Сергий (Поливцев). - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 174, [1] с. : ил., портр.

Н. Ф. Корольков1, баронесса О. И. Кёне, сам учитель мона­ стырской школы Д. А. Проташинский. Книги имели пре­ красные переплёты, которые изготавливались в единствен­ ной на Мурмане монастырской переплётной мастерской. Там ж е исполнялись заказы из разных мест Мурмана. Помимо духовной литературы в библиотеке имелись со­ чинения К. Н. Батюшкова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, А. С. Грибоедова, Ф. М. Достоевского, В. А. Жуковского, М. Н. Загоскина, А. В. Кольцова, И. А. Крылова, М. Ю. Лер­ монтова, Н. С. Лескова, М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. К. Толстого, Г. И. Успенского, Д. И. Фонвизина, А. П. Чехова, а из зару­ бежных писателей — Г. Гейне, Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Ко­ нан Дойля и других. Историко-философская мысль в библиотеке была пред­ ставлена такими работами, как «История государства Рос­ сийского» Н. М. Карамзина, «История цивилизации в Евро­ пе» Ф. Гизо, «История философии» А. Фулье, «Жизнь и уче­ ние» Конфуция, «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера, «Мир как воля и представление» А. Шопенгауера и прочие. В библиотеку выписывалось много газет и журналов. Вот перечень выписываемых монастырем периодических изда­ ний: газеты «Церковные ведомости», «Россия», «Московские ведомости», «Новое время», «Архангельские губернские ве­ домости» и «Архангельские епархиальные ведомости», жур­ налы «Душеполезное чтение», «Монастырь», «Паломник», «Дружеские речи», «Природа и люди», «Нива». Библиотека была доступна для всех желающих. Такая забота монастыря о просвещении своих обитате­ лей, окрестных жителей — лопарей и колонистов, много- ’ К о р о л ь к о в Н и к о л а й Ф ё д о р о в и ч — большой друг и ревностный помощник архимандрита Ионафана в делах обители преподобного Трифона, постоянный жертвователь. Не­ однократно он посещал монастырь (известны посещения в 1901 году, 1— 16 июля 1910 года). Автором книги «Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, про­ светителем лопарей, его разорение и возобновление» (из жизни на дальнем русском Севере), которая несколько раз переиздавалась с дополнениями. Последнее издание в Санкт-Петербурге в 1908 году. Бывая по монастырским делам в Санкт-Петербурге, архимандрит Ионафан непременно останавливался у своего друга. Николай Фёдорович имел большую переписку с настоятелем монастыря, и даже перед смертью отец Ионафан говорил: «Прочтите мне письмо Николая Фёдоровича, больше мне ничего не надо». 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz