Поливцев, С. Е. Трифонов Печенгский монастырь / священник Сергий (Поливцев). - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 174, [1] с. : ил., портр.

земпляров брошюры «Житие преподобного Трифона про­ светителя лопарей» (СП Б , 1 8 9 2 г.) и исторический очерк «На дальнем русском севере» (СПБ , 1 8 9 4 г .), которые по­ служили росту известности возобновлённой обители по всей России. Возвращаясь в монастырь, в Архангельске отец Ионафан встретился с вновь назначенным настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Варлаамом, своим восприемным отцом при пострижении в монашество, который не упустил случая подогреть своего духовного сына для предстоявших ему трудов. Именно через Соловецкий монастырь отец Иона­ фан вышел с ходатайством к обер-прокурору Святейшего Синода об увеличении монастырю земельного надела и во­ зобновлении обители на месте древнего монастыря. Почти три года велась переписка по этому ходатайству. Серьёзным препятствием для возобновления обители в месте древнего монастыря был вопрос переноса колонии Мо­ настырской. Колонисты не желали переходить на новое ме­ сто, чему во многом способствовали находившиеся среди них раскольники, которые имели большое влияние на остальных. Отцу Ионафану пришлось немало сил положить на их уве­ щевание. При посещении монастыря в июле 1893 года с такими просьбами к колонистам после панихиды на могиле 116 мучеников обратился епископ архангельский Никанор. В августе этого ж е года новый Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, вступивший в управление губернией пос­ ле Н. Д. Голицына, при посещении монастыря обращается к колонистам с доводами, что занимаемое ими место должно как священное принадлежать Трифоно-Печенгскому монас­ тырю. Только тогда колонисты дали согласие на переход с тем условием, что монастырь принимает на себя перенесе­ ние и постройку домов на новых местах для колонистов или уплачивает их стоимость. Однако прошёл ещё один год после этого соглашения, а у колонистов всё ещё не хватало решимости начать переселение, частью по привычке к обсиженному месту, частью по уп­ рямству придерживавшихся раскола. Неизвестно, сколько бы пришлось считаться с этими колебаниями, если бы появление 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz