Поливцев, С. Е. Трифонов Печенгский монастырь / священник Сергий (Поливцев). - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 174, [1] с. : ил., портр.

этой земле: над могилой 116 мучеников строится деревянная часовня Рождества Христова. 1 декабря 18 9 0 года при копании ям для подстенных устоев этой часовни найден слиток из камня, кирпича и гли­ ны с вплавившеюся в них человеческой кровью и костями, послуживший наглядным доказательством верности преда­ ния о том, что страдальцы были убиты в церкви и сожжены вместе с нею. Там ж е найден каменный помост из плит, на котором лежали церковные вещи: лампадка, железные скоб­ ки подсвечника, дверные крюки. Не случайно эти события произошли именно в канун праз­ днования 300-летия со дня кончины 116 мучеников, постра­ давших при разорении Печенгского монастыря 25 ( 7 ) де­ кабря 1590 года. 26 декабря, празднуя это трагическое событие, в Печенг- ской приходской церкви была совершена Божественная литургия. В торжествах участвовали: Строитель монастыря иеромонах Ионафан, два иеромонаха, два иеродиакона, бла­ гочинный Кольского уезда отец Алексий Шилов, местный священник отец Георгий Терентиев, братия монастыря. Затем в часовне, устроенной на могиле мучеников, была отслужена панихида. Слово на литургии произнёс отец Иона­ фан, а в часовне после панихиды — отец Георгий. Собрание народа на празднестве было многолюдным, особенно много было лопарей, прибывших из самых отдалённых погостов, и окрестных колонистов. Торжество завершилось общей тра­ пезой, приготовленной братией монастыря. Это важное дело, начатое отцом Ионафаном, явилось крае­ угольным камнем в возрождении обители Трифона, достиг­ шей впоследствии подлинного расцвета. Безусловно, новый строитель монастыря анализировал причины недостаточной успешности первого этапа возобнов­ ления при отце Никандре. В планы отца Ионафана, которые зародились у него ещё во время первого года жизни в мона­ стыре помощником у отца Никандра, непременно входило, во-первых, возобновление монастыря на месте древней оби­ тели, дающего выход к морским путям и близость к колони­ ям, а во-вторых, строительство хороших дорог. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz