Поливцев, С. Е. Трифонов Печенгский монастырь / священник Сергий (Поливцев). - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 174, [1] с. : ил., портр.

НАЧАЛО ВОЗОБНОВЛЕНИЯ П ервым Строителем Трифоно-Печенгского монастыря на­ значается ризничий Соловецкой обители иеромонах Ни- кандр. Он выбирает для выполнения святого послушания десять иноков. 8 июля 1886 года с напутственными молитвами и благосло­ вением родной обители, снабжённые от неё необходимыми церковными принадлежностями, книгами, инструментами и запасом продовольствия, соловецкие иноки на монастырском пароходе направились сначала в Архангельск. Отец Никандр принял от Комитета по сбору пожертвований при Архангель­ ском епархиальном управлении собранную сумму, а также необходимые документы и делопроизводство с имеющимися сведениями по восстановлению Трифоно-Печенгского монас­ тыря. Из Архангельска братия на пароходе Товарищества Ар­ хангельско-Мурманского срочного пароходства1 отправилась в Колу, а оттуда в Малонемецкое становище. Чтобы попасть в Печенгскую губу, братии пришлось нанимать парусное судно. Высадившись в колонии Баркино в устье реки Печенги, братия с помощью священника Печенгского прихода отца Георгия Терентиева2, осмотрела место древнего монастыря и 1Основанное в 1875 году московским железнодорожным деятелем Ф. В. Чижовым (1811 — 1877), пароходство оказало огромное влияние на освоение и развитие Мурмана, на жизнь поморского и колонистского населения. Облегчились поездки на лов рыбы, улучшилась доставка в край товаров и почты, стало регулярным и более оживлённым сношение русского населения с Северной Норвегией. Правильно организованное пароходство и после смерти его создателя успешно развивалось. Товарищество обзавелось первоклассными пароходами «Ломоносов» и «Император Нико­ лай II», ходившими вдоль Мурманского берега на линии Архангельск — Вардё (Норвегия). К концу XIX века пароходство имело 9 почтово-пассажирских пароходов и 2 паровые грузо­ вые шхуны. 2 Т е р е н т и е в Г е о р г и й К и р и л л о в и ч (1823—1904) — протоиерей Георгий. Окончил курс философских наук в Архангельской духовной семинарии, в 1851 году принял священный сан. В 1862 году прибыл в Нотозерский погост— лопарское поселение в верховьях реки Туломы, где был образован церковный приход. На деньги, отпущенные Синодом (1758 рублей), построил там цер­ ковь Богоявления, жилые помещения, устроил школу для лопарей. С 1871 года служил священни­ ком в Коле, с 1875 — в Ловозере, а с 1882 года — в Печенге. Более 20 лет являлся священником Печенгского прихода, пламенно желал возобновления обители. Был горячим защитником интересов лопарей. Всесторонне изучил быт населения Кольского полуострова, написал много обстоятельных статьей о Лапландии и лопарях, которые печатались в «Архангельских губернских ведомостях» («О промышленности ловозерских лопарей и об улучшении их быта», «Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском берегу» и другие), содействовал устройству промысловых и этнографи­ ческих выставок, пропагандировал земледелие и молочное скотоводство, ратовал за переход лопарей к оседлости. С началом возобновления монастыря словом и делом помогал обители, часто её посе­ щая. Настоятель монастыря отец Ионафан неизменно прислушивался к советам старца. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz