Поливцев, С. Е. Трифонов Печенгский монастырь / священник Сергий (Поливцев). - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 174, [1] с. : ил., портр.

пропитание братии и новопросвещённым лопарям. Так Три­ фон становится питателем тех, которые вверили ему свои души. Это сострадание и человеколюбие Трифона, его деятельная помощь сохранилась в памяти потомков лопарей на века. Преподобный Трифон стал как бы солнцем этой убогой страны. Кроткий, самоотверженный труженик, он сиял нрав­ ственной чистотой и смирением. Святость жизни и сила его веры были настолько велики, что дикие звери безмолвно по­ виновались его слову. Согласно преданию, однажды, раство­ рив небольшую квашню для приготовления хлеба, он вышел из кельи. Когда ж е вернулся, то увидел огромного медведя, который опрокинул квашню и ел тесто. Трифон не смутился, а спокойно сказал зверю: «Иисус Христос, Сын Божий и Бог мой повелевает тебе выйти из кельи и стать тут кротко». Дикий зверь тотчас вышел из кельи и, остановившись, по­ корно перенёс несколько ударов от руки преподобного Три­ фона. Наказав зверя и запретив ему впредь подходить к оби­ тели, он отпустил его в лес. И медведи уже никогда более не беспокоили обители Трифона и не трогали монастырских оленей по запрету Преподобного. Когда встал вопрос о выборе игумена монастыря, Три­ фон, по глубокому смирению, отказывается от игуменства и предлагает Гурия, которого братия и выбрала. Сам ж е Три­ фон всю свою жизнь оставался иноком, но все почитали его как «Начальника веры Христовой», строителя и попечителя обители, духовного пастыря. Господь послал Трифону помощника в благовестнических трудах и в устроении обители — соловецкого монаха Феодо- рита1, с которым он совершил ещё один очень важный для основанного монастыря поход в Новгород и в Москву. ’ П р е п о д о б н ы й Ф е о д о р и т К о л ь с к и й — просветитель лопарей, живших в юго-восточной части Кольского полуострова. Родился в Ростовской земле. В тридцатилетием возрасте ушел на Соловки, где постригся в монахи. В двадцатых годах XVI века после смерти своего духовного наставника соловецкого старца Зосимы, возможно по его наставлению, образо­ ванный, даровитый и высокой духовной жизни инок оставил монастырь и пустился в неведомые северные края. Здесь, изучив лопарский язык, крестил лопарей, истолковывал им Евангелие, перевёл на лопарский язык многие молитвы, что значительно облегчило их просвещение. Вёл нестяжательный образ жизни, неоднократно посещал обитель на Печенге. Впоследствии оставил Север, стал крупным церковным деятелем, был архимандритом Спасо-Евфимиевского монасты­ ря в Суздале, а на покой удалился в Вологду, в обитель Дмитрия Прилуцкого. Умер 17 августа 1571 года, погребён у южного скита Соловецкого монастыря. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz