Петровский, М. Н. Очерки по истории экспедиций Петербургской академии наук в XVII веке в Русскую Лапландию / М. Н. Петровский. - Москва : Наука, 2024. - 287 с.
265 зования и способах возрождения. Это письмо, написанное совмест- но с академиками С. Е. Гурьевым и А.Ф. Севастьяновым в 1801 году и поддержанное многими академиками, было адресовано на имя Александра I: «Всемилостивейший Государь! Когда в природе не- обыкновенныя бывают явления, как например, землетрясения, бури, наводнения и проч., тогда люди с мольбами своими обыкно- венно к Творцу оныя прибегают, чтоб он повелел ей идти стройно и порядочно. Так равно в явлениях, падением и разрушением Ва- шей академии угрожающих, прибегаем мы к Вашему Император- скому Величеству, моля всеподданнейше, принять и разсмотреть наши доказательства, единственно на усердии к отечеству основан- ныя» 249 . Частью это письмо я уже цитировал в предыдущей главе, рассказывая о Румовском и проблемах русского языка в Академии наук. Это коллективное обращение членов Академии к верхов- ной власти империи, содержащее резкую критику установленных в Академии порядков, имеет огромное значение для истории как самой Академии, так и общей истории России, но письмо доста- точно большое по объёму 250 и у меня нет возможности привести его полностью. Я лишь кратко охарактеризую его содержание. Его ав- торы приводят доказательства катастрофического убывания членов Академии и если «к отвращению ея разрушения надлежащих мер принято не будет, то ей долго не возстановиться». А поскольку ака- демический университет почти полностью уничтожен и находится «в нынешнем его состоянии, если не хуже, что в Англии называют школами подаяния (school of charity), то равняется оным…, что от онаго не можно ожидать студентов, годных для обучения у акаде- миков с предписанным в регламенте намерением, чтобы академики из оных приуготовили себе адъюнктов, могущих современем засту- пить их место» 251 , – необходимо, чтобы император разрешил брать для «усовершенствования в науках» и подготовки в адъюнкты из всех существующих в России училищ «особыми дарованиями от- личившихся воспитанников». Авторы пишут, что не только отсутствие пополнения членов Ака- демии является причиной её развала, но и то, что даже имеющимся членам невозможно работать и кого-то учить потому, что химики и физики не имеют лабораторий и необходимых «орудий», так что «опыта сделать не можно». Кроме того, в Академии отсутствует ана- томический театр для подготовки анатомов; ботанический сад на- ходится в таком состоянии, что «онаго ботаническим садом назвать не можно»; астрономическая обсерватория «стоит ныне без всякого 249 Сухомлинов М.И . История Российской… Вып. 2. С. 361–362. 250 Там же. С. 361–367. 251 Там же. С. 362–363.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz