Петровский М. Н. Геологические исследования Русской Лапландии во второй половине XIX в.: экспедиции А. Ф. Гебеля (1868–1870 гг.) и Д. К. Киля (1872 г.) – их вклад в геологические знания о Российской империи. (Части I и II) / М. Н. Петровский // История науки и техники. - 2021.- № 8. - C. 3–24.

19 ÈÑÒÎÐÈß ÍÀÓÊÈ È ÒÅÕÍÈÊÈ. № 8. 2021 250 000 рейхсмарок . Вилла Бальдауфа в Дрездене была разрушена во время англо - американской бом - бардировки города 13 февраля 1945 года . Коллекция Бальдауфа хранящаяся в музее , в отличие от остав - шейся в семье , без повреждений пережила Вторую мировую войну . Минералогическая коллекция , привезённая им из экспедиции на Кольский полу - остров , не была передана в музей , и погибла вме - сте с домом Бальдауфа , где также погибли состав - ленные им чертежи Лапландских рудников и геоло - гический отчёт о проведённых исследованиях , ко - торый он написал о своей поездке в Лапландию , но так и не опубликовал [21]. Ричард Бальдауф умер 28 апреля 1931 года в Дрездене . Его могила нахо - дится в Иоганнисфридхофе в Дрездене - Толкевице [23]. Бернхард Рудольф Фёрстер (Bernhard Rudolf Förster, 1840–1904) родился 18 апреля 1840 года в городке Августусбург , расположенном в пригоро - де г . Хемниц , в семье директора городского суда Фридриха Августа Фёрстера и его жены Евгении , урожденной Либманн [5]. Он также как и Бальдауф окончил реальное училище г . Хемниц . После окон - чания училища в 1857 г . Бернхард Фёрстер посту - пил в Королевскую Фрайбергскую горную акаде - мию , которую окончил в 1862 году . В 1858 году он стал членом « Корпуса Франконии Фрайберг ». С 1862 по 1866 гг . работает , сначала бергмасте - ром по серебряной и медной руде (Bergmeister für Silber und Kupfererz), а затем горным управляю - щим на Воскресенском медеплавильном заводе в Оренбургской губернии [24]. В 1866 г . возвраща - ется в Саксонию и получает должность обербер - гмастера на одной из угольных шахт в Заукероде . В 1868 г . он , как специалист по серебряным и медным рудам , был приглашён Правительством Российской Империи для изучения серебряных и медных руд на острове Медвежьем в Белом море [5]. В 1871 году он становится управляющим « Королевских угольных заводов Заукероде » и на - чинает электрифицировать шахты Саксонии . Его усилиями в сотрудничестве с фирмой «Siemens & Halske» в 1882 году в Заукероде была постро - ена первая в мире электрическая шахтная желез - ная дорога . Бернхард Фёрстер 1 апреля 1886 года был назначен советником Королевского Министра финансов Саксонии по добыче полезных ископа - емых в Королевстве Саксония , а также получа - ет должность старшего директора « Королевских угольных заводов Заукероде » и возглавляет гер - манский « Шахтёрский профсоюз » (Knappschafts Berufsgenossenschaft). В это же время , Бернхард Фёрстер начинает финансово поддерживать не - мецкого инженера , пионера немецкой авиации , Отто Лилиенталя (1848–1896), в его разработ - ках летательных аппаратов и режущих станков . В 1891 году он был назначен главным финансо - вым советником Министра финансов Саксонии , а 1 июня 1898 года король Альберт Саксонский присваивает Бернхарду Фёрстеру титул Тайного горного советника . С этого времени он возглав - ляет Совет по чтению лекций при Министерстве финансов [5]. В отставку Бернхард Фёрстер вы - шел 1 октября 1903 года , а умер в возрасте 63 лет 8 марта 1904 года в Дрездене и похоронен на клад - бище в Старом Анненфридхофе . Из приведённых биографических сведений приглашённых горных инженеров мы видим , что все они были специалистами в области серебря - ных и медных руд . Мы теперь также уверенно можем говорить о том , что при организации экс - педиции 1868 г . Адольф Фридеманович , в боль - шей степени , отвечал за её научную часть , а Ханс Паллизен занимался не только участием в её фи - нансировании , но и поиском горных инженеров для неё , так как был очень заинтересован в её практических результатах . Вполне вероятно , что эта экспедиция могла состояться , даже если бы Министерство народного просвещения финансо - во её и не поддержало , но государство было за - интересованно в ней не меньше Паллизена . Для того чтобы в этом убедиться , необходимо , хотя бы кратко , рассмотреть ситуацию которая сло - жилась на территории Русской Лапландии к 1868 году . Колонизация Мурманского берега – причина финансовой поддержки экспедиции государством Долгое время как район для промышленного освоения Кольский полуостров , из - за своей уда - лённости от центральных районов страны , тяжё - лых природно - климатических условий , был ма - лопривлекательным как для правительства , так и для промышленников и крестьян . Он восприни - мался как бесплодный и России не очень нужный . Поэтому , при начавшемся в 1825 г . процессе по раз - граничению владений между Россией и Швецией , правительство Александра I легко пошло на уступ - ки Швеции , и согласилось на её предложение про - вести российско - норвежскую границу по реке Паз . Согласно « Трактата , заключённого между Его Величеством Императором Всероссийским и Его Величеством Королём Шведским и Норвежским

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz