Петровский М. Н. Геологические исследования Русской Лапландии во второй половине XIX в.: экспедиции А. Ф. Гебеля (1868–1870 гг.) и Д. К. Киля (1872 г.) – их вклад в геологические знания о Российской империи. (Части III и IV) / М. Н. Петровский // История науки и техники. - 2021. - № 10. - C. 24–46.
25 ÈÑÒÎÐÈß ÍÀÓÊÈ È ÒÅÕÍÈÊÈ. № 10. 2021 Первый этап экспедиции – поездка 1868 года В статьях посвящённых экспедиции Гебеля принято считать , что её началом служит 28 мая 1868 г ., когда на заседании ФМО Академии рас - сматривался вопрос о командировании Адольфа Фридемановича , сначала на две недели заграницу , а затем на четыре месяца в Архангельскую губер - нию [1, 2]. Но в действительности это служит на - чалом участия самого Гебеля в экспедиции . Сама экспедиция началась существенно раньше . Ещё в апреле в Петербург прибыли немецкие горные ин - женеры для того чтобы ознакомиться с материала - ми собранными Адольфом Фридемановичем о руд - никах Лапландии и о Шенберге [3]. Их изучение продлилось около месяца , а 13 (25) мая 1868 г . бра - тья Обели , Бальдауф и Фёрстер на поезде отправи - лись в Тверь , чтобы оттуда ехать в Архангельск , и далее на Кольский полуостров , изучать места ста - ринных горных разработок : « Нам поручили выпол - нить эту миссию г - н А . Гебель и г - н Х . Паллизен , и мы выехали из Санкт - Петербурга по железной до - роге три дня назад , – 13 мая , – это значит , что мы оставили домашний уют , чтобы насладиться радо - стями жизни путешественников . Но нам пришлось дышать угольным дымом паровоза , что не стало для нас счастья жизни . К тому же , этот большой удав , накопивший огромную чёрную славу среди людей , двигался вперед с такой удивительной мед - лительностью , что даже шагающие быки обгоняли нас , и мы стали беспокоиться о том , что прибудем на Кольский полуостров в конце полярного лета . В надежде на то , что скоро мох полярной пустыни станет нам мягкой постелью , нам даже пришлось спать на его клетчатых резиновых диванах , а стук его колес напевал нам колыбельную . С этим пред - взятым мнением , мы с радостью утром 14 (26) мая прибыли в Тверь и сели на пароход ». – ( см . Aubel H. und K. S. 5-6 ). Затем братья Обели указывают и первоначаль - ную цель , в их понимании , своего участия в экспе - диции : « Наша компания , состоящая из нас двоих , господ горных инженеров Б . Фёрстера и Р . Бальда - уфа , и наших слуг , после почти месячного пребыва - ния в Санкт - Петербурге , начала свой путь на Север . Мы привыкли , как и все немцы , находиться под за - щитой Священной Римской Империи , которая охра - няет наши шаги с юности . Но сейчас мы в другой стране , да еще и в пределах населённых людьми , поэтому мы не защищены священной Германией и должны быть готовы ответить , ни на минуту не за - думываясь , каждому кто спросит нас : Почему мы здесь ? Откуда мы пришли ? Куда мы идем ? Есть ли у нас разрешение ? На первый пункт вопроса мы должны даже себе дать удовлетворительное разъяснение , поскольку он , заставляет нас задуматься о том , почему лето является наиболее подходящим временем года для целей нашего путешествия . Читателю , скорее все - го , это будет безразлично , но не стражам порядка , которые обязаны следить за тем , чтобы не случи - лось самое худшее , что может случиться , чтобы ни - кто из нас не потерял жизнь . Чтобы не случилось непоправимого , предпринятая нами в самые высо - кие широты геогностическо - промышленная экспе - диция должна завершиться до начала зимы , когда там начинается период сплошной ночи и сильного холода . Желание приучить местных дикарей к са - мым современным обычаям трудолюбия , и сделать заключение о возможности строительства здесь горных и рыбных предприятий , считалось основ - ной причиной при подготовке нашего путешествия , теперь она , нам кажется , имеет второстепенное зна - чение ». – ( см . Aubel H. und K. S. 7 ). Но истинную цель своего участия , братья Обели раскрывают позже , при описании пути между Ярославлем и Вологдой , который путешественни - ки проделали на лошадях . Они пишут , что по рус - ской дороге ехать очень тяжело , дороги очень пло - хие , поэтому повозки часто ломаются и застрева - ют , а лошади не выдерживают таких нагрузок , поэ - тому они едут очень медленно и теряют время в пу - стую , а время это деньги . Эти обстоятельства по - служили тому , что они , достаточно цинично , ука - зывают личную причину своего участия в экспеди - ции : « В конце концов , время – деньги ! Время – это наше желание , чтобы все у нас было хорошо . Но , поскольку , время неудержимо летит , нам его скоро придется оценивать намного выше . Ведь желанная для нас судьба Мидаса , для которого всё , к чему бы он ни прикоснулся , обращалось в золото , всё ещё полностью не очевидна . Мы не хотим , чтобы нас ждало какое - то другое вознаграждение кроме золо - та , так как мы надеемся его найти во время нашего путешествия , – даже если и не в крошечных карма - нах лапландцев , то в более надёжном вложении – в их рыбе . Для этого мы хотим основать здесь ком - панию , которая будет кормить нас , своих основате - лей . В наши дни оставаться в городе и нормально питаться становится все труднее . Требования ста - ли слишком жёсткие . В прошлом , не все кто сиял , были с золотом , но сегодня сиять без золота ни - кто не может . Даже наш ямщик наполовину Мидас , по крайней мере , он кладет себе прямо в рот се - ребряные монеты , которые ему платят за работу .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz